О зачатии Девы Марии

Православная Церковь еще с глубокой старины именует в своих богослужебных книгах Святую Богородицу Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Пренепорочной и в превосходной степени приписывает Ей всё лучшее, всё чистейшее, всё самое святое и самое добродетельное. Но всё это Православная Церковь относит не к отсутствию первородного греха в Святой Деве, а к отсутствию в Ней личных грехов, от которых Она была свободна после сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса Христа. Благодаря сошествию Святого Духа на Святую Деву и зачатию Спасителя с момента зачатия Она стала свободной от личных грехов. Так как Она родила единого Безгрешного, то и Сама стала в каком-то смысле безгрешной, то есть без личных грехов, но не была безгрешной в том смысле, что Сама была рождена без греха первородного.

Слова святого Афанасия Великого: «Мария — сестра наша, ибо все мы от Адама» — ясно показывают, что Святая Дева не была изъята из первородного греха. «Я называю Ее [т.е. Деву Марию] Пренепорочной Пречистой, — восклицает третий из троицы святых Богословов, — сравнивая Ее с нами, человеками, рабами Ее; но сравнивая Ее с Сыном Ея и Отцем Его, называю Ее человеком, как и все люди, только Святой Пресвятой паче всех людей, Непорочной и Чистейшей из всех родов».

Ощущая Пресвятую Деву как свое сердце, Православная Церковь богодухновенно изъясняет отношение Святой Богоматери к греховности в богослужебных гимнах. На благовестие святого Архангела Гавриила о том, что Она родит Сына Божия, Святая Дева отвечает молитвой: «Душу очисти, тело освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию богоукрашенну, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа, и Жизни Чистую Матерь». А немного позднее Пресвятая Дева добавляет: «…Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя». «Мати всех Царя очищшися Духом, Дево, была еси, Тебе создавшаго». «Пречистое чрево Твое освяти, Чистая, плоть из него приемый Пребожественный, в Троице покланяемый, из Отца Слово, и с Духом Бог».

????Православная Апостольская Церковь исповедует, что Святая Дева Мария была зачата и родилась естественным путем от святого Иоакима и святой Анны; это означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху. Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению; нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее зачатия и рождения. Родив Спасителя миpa, Бога и Господа Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря этому сделалась славнее не только всех людей, но и Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов. Но это не означает, что Она была всецело безгрешной и непорочной с самого Своего зачатия во утробе Своей матери, святой Анны.

Священное Писание ясно учит, что никто из людей не свободен от первородного греха. Апостол Павел особенно подчеркивает, что никто из людей не изъят из первородного греха. Все под грехом (Рим. 3, 9), — утверждает он, — все согрешили (Рим. 3, 23; ср.: Рим. 5, 12.17; 1 Ин. 1, 8; Гал. 3, 22; Пс. 50, 7). Так как первородный грех переносится путем естественного зачатия и рождения, то, значит, свободен от него только Господь Иисус Христос как сверхъестественно рожденный от Святой Девы и Святого Духа.

Если допустить, что Богородица была избавлена от первородного греха, то это уничтожило бы истинность человеческого естества в Господе Иисусе Христе и подвергло бы сомнению сам факт воплощения, так что Иисус Христос не был бы подлинным представителем человеческого рода. Ведь если Святая Дева — не истинный член человеческого рода, то Ее происхождение должно быть сверхъестественным, Божественным, но в этом случае человечество не могло бы действительно соединиться с Христом Богом.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.