Молитва об умерших

Молитва об умершихС самого начала необходимо вспомнить одно важное библейское учение: для Бога нет умерших. “У Него все живы” (Лк. 20, 38), “и потому живем ли или умираем— всегда Господни” (Рим. 4, 8). Если трезво рассудить, то и для нас «мертвые» не являются мертвыми, а также живыми, как и для Бога. Мы твердо веруем, что умирает и разлагается в человеке только тело. Душа же (грешная или праведная) продолжает свое сознательное существование. В рамках христианской религии умерших просто нет. Это некая условность. Плотскость мысли принуждает нас иллюзию смерти принимать за реальность.

Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле — молиться за него. Церковь свидетельствует, что молитва облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках.

В ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем (Исх. 16, 17; Втор. 26, 14). В книге пророка Варуха (3, 4-5) содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою… Не вспоминай неправд отцов наших».

Иуда Маккавей молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли: «… да будет совершенно изглажен содеянный грех» (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — «да разрешатся от греха» (2 Мак. 12, 45).

Во время земной жизни Иисуса Христа практика молитв об усопших у иудеев была неотъемлемым элементом религиозной жизни. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но ничего не говорил против молитв об усопших.

В возможности изменения загробного состояния умерших нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. Конечно, сами они не могут изменить своего состояния, но Христос имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). Поэтому возможно изменение их состояния по молитвам Церкви, ибо Господь сказал: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю…» (Ин. 14, 13). Он же говорил о возможности отпущения грехов в будущей жизни: «если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32).

Апостол Павел молился об Онисифоре: “Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день” (2 Тим. 1, 18). Следует внимательно отнестись к тому, что милости у Господа апостол просит в оный день, т.е. в день Страшного Суда. В том же послании апостол дважды выражает заботу о доме Онисифора, о нем самом говоря в прошедшем времени (2 Тим. 1, 16; 4, 19). Само назначение и характер заупокойной молитвы в Православии вполне тождественен этой апостольской молитве. Апостол молится ни о вразумлении, ни об успехе благовествования, ни вообще о делах или поведении Онисима. Единственное прошение у Господа — обрести милость у Господа! О том же молится и Православная Церковь, поминая ушедших.

Молитвы за усопших — не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Поэтому молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых, ибо, по слову св. Иоанна Дамаскина, «всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела».

Заповедуя нам вообще молиться друг за друга (Иак. 5, 16), апостол не ограничивает нас смертью ближнего: “Всякою молитвою и прошением молитесь… о всех святых” (Еф. 6, 18). “Прошу совершать молитвы прошения, моления … за всех человеков” (1 Тим. 2, 1). “Молитесь друг за друга” (Иак. 5, 16). Разве умершие нам уже не друзья? Или они перестали быть «человеками»?

Все древние Литургии, которые употреблялись или употребляются в Церкви восточной, известные как Литургии св. Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста. Равно как и Литургии западных Церквей: римской, испанской, мозарабской, галликанской и др. И, наконец, различные раскольнические церкви, отделившиеся задолго до 978 года, такие, как: яковиты, копты, армяне, эфиопы, сирийцы, несториане и др. — молятся за своих умерших братьев. Из всех их Литургий, как ни многочисленны и разнообразны они не были, нет ни одной, в которой не присутствовали бы молитвы за умерших. Факт этот немаловажен.

То, что умершие по сути живы, свидетельствует Святое Писание. “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его” (Еккл.12, 7). Вот почему Христос учит нас: “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20, 38). И апостол Павел утверждает: “А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми” (Рим. 14, 8-9). “То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа” (2 Кор. 5, 8). И живые и умершие все вместе составляют единую Христову Церковь, одну великую Божью семью под главенством искупившего их Спасителя мира, Который владычествует и над мертвыми и над живыми. “В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви” (Еф. 1, 10, 22).

Между живыми и умершими членами Церкви Христовой существует великий союз, основанный на Божьей любви, ибо Сам Бог — основание и глава Церкви есть высочайшая Любовь. “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8). “Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти” (1 Ин. 3, 14). “Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены” (1 Кор. 12, 26). Любовь к братьям никогда не должна прекращаться, ибо любовь христианская бесконечна и вечна, как бесконечен и вечен Сам Бог любви: ни расстояние, ни время, ни смерть, ни могила не прекратят этой любви.

Как видим, в Библии есть пространство для молитвы за умерших. Чего в ней точно нет, так это запрета на такую молитву.

Со всей ясностью свидетельствуют святые отцы и учители Церкви о том, что христиане молились за умерших изначально. Например, Тертуллиан пишет: «Приношения за умерших мы творим ежегодно в день их кончины». У Тертуллиана встречается и более пространное упоминание о молитве за умерших:“Муж ежегодно совершает память об (умершей) жене и приносит жертву, и наоборот, жена тоже ежегодно приносит жертву за мужа умершего”. “Мы совершаем приношения за усопших и торжества в честь святых” (Тертуллиан. О венке воина, гл. 3).

Дионисий Ареопагит: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и по молитве целует его, а затем все предстоящие в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простит усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалена всякая болезнь, печаль и воздыхание».

Св. Григорий Нисский: «Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместною Церковью Божиею, но это есть дело весьма богоугодное и полезное — при божественном преславном таинстве (евхаристии) совершать поминовение усопших в правой вере» (Цитировано у Иоанна Дамаскина, «Слово об усопших в вере». «Творения», том 1, стр. 584).

 Святитель Кирилл Иерусалимский: «Мы творим память преждепочивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы. Потом молимся о преставившихся св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря тому, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва» (Тайноводственное поучение V, гл. 9). 

Киприан Карфагенский: “В Церкви живых совершаются молитвы и приношения за таких усопших братьев, которые перешли в жизнь загробную без надлежащего к ней приготовления, хотя и с раскаянием в грехах своих и начатками исправления” (Св. Киприан Карфагенский. Письмо № 24 к клиру о помощи исповедникам).

Евсевий Кесарийский, повествуя о кончине царя Константина, упоминает и о заупокойной молитве о нем: «Весь народ не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя и этим исполнил желание боголюбезного» («О жизни блаженного царя Константина»). В другом своем сочинении Евсевий пишет: «У нас обычай посещать гробы и совершать здесь молитвы». (Подготовка к Евангелию, книга XIII, параграф 11).

Святитель Иоанн Златоуст: «Не напрасно приношения бывают о усопших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Все это установил Дух Святой, хотящий, чтобы мы получали пользу друг от друга» (Беседы на Деяния апостолов, гл. 9, нравоучение 21). «Если детей Иова очищала жертва отца их, то, что сомневаемся, что и наша бескровная жертва, приносимая за усопших, бывает им в некое утешение» (Беседы на первое послание коринфянам, гл. 15, нравоучение 41). «Не напрасно это установлено апостолами, чтобы при страшных тайнах (евхаристии) мы упоминали отшедших. От этого бывает им многое приобретение, многая польза» (Беседа на послание к филиппийцам, гл.1, нравоучение 3).


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.