Отношение к храму

Храм Божий — это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужения. С момента освящения храм становится домом Божьим. Сам Бог повелел строить храмы и обещал пребывать в них: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25, 8), «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (Аггей 1, 8). Бог благословил строительство Соломонова храма, и Сам выбрал для этого место: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей]. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9, 3).

Первые христиане молились в обычных домах, и эти дома не назывались храмами. Действительно, в Священном Писании слово «храм» употребляется только по отношению к Иерусалимскому храму или по отношению к языческим храмам. Почему же так? Потому что такое употребление могло внести путаницу. Евреи восприняли бы это как поклонение христиан другому Богу, ибо в Ветхом Завете был принцип: один Бог — один храм. Иудеи видели бы в христианах язычников, а это не способствовало бы миссии среди иудеев. Однако этот факт не означает, что в Новом Завете в принципе отрицается значение храма как святыни. Наоборот, Господь отдавал храму честь, ходил туда на праздники и учил. Защищая святость храма, Господь выгнал из храма торгующих. Обличая фарисеев, Господь учил почитать храм: «и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23, 21).

Апостолы также почитали храм, приходя туда на молитву и для проповеди. Архидиакон Стефан, которого иудейские книжники обвинили в предсказании разрушения Иерусалимского храма, сказал иудеям, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7, 48; 17, 24). Иудеи восприняли это как богохульство, так как признавали Иерусалимский храм единственным местом поклонения Богу. Бог как будто бы локализуется в этом храме, но св. Стефан говорит, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, но везде, по слову пророка Исайи: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (66, 1-2).

Апостол Павел обратился к афинским язычникам, которые считали, что их боги живут в храмах как люди в домах со словами: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 24-25). Здесь апостол выступает против грубых представлений об истинном Боге, Который не подобен языческим божествам: не нуждается в еде и уходе.

Бог присутствует везде, и там, где есть потребность, Господь являет Свое особенное присутствие: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57, 15).

Таким образом, храм является местом священным, посвященным Богу, в котором Господь особо являет Свое присутствие, ибо «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.