О посте

О постеИз-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы души. Человек превращается в раба своих страстей. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что без поста невозможна христианская жизнь.

Христиане соблюдают пост не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на духовном пути. Неупотребление той или иной пищи не является самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост. Например, болезнь, старость, нищета. В некоторых случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.

Пост бывает духовный и телесный. Телесный — воздержание от определенного рода пищи, ее количества, супружеских отношений — служит опорой духовному. Духовный пост— воздержание от развлечений, увеселений, усиление молитвы, доброделание — нужен для очищения человека от страстей и приближения его к первоначальному состоянию духовного человека, приближения его к Богу, «Истинный пост есть злых дел отчуждение, воздержание языка, отлучение похоти, оговоров, лжи и клятвопреступлений» (из великопостной стихиры).

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом — дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни. Пост учит жертвовать сначала малым, ведь «великое начинается с малого» (Лк. 16, 10).

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождаются силы, возможность и время для жизни духа.

Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.

Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь — это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов. Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост — одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это — только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

По словам пророка Исаии (Ис. 58, 3-11), пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность поста выражена в словах: «отдай голодному душу твою». Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Великий пост дан для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет прощения.

Если говорить о внешней стороне, пост — телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи: мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.

Через апостола Павла Сам Господь говорит нам: «Едим ли мы что, ничего не приобретаем, и не едим ли мы что, ничего не теряем». Важно не то, хороша наша пища или плоха, обильна или скудна. Главное — наше духовное состояние, не воздержание в пище, а воздержание как таковое. Но это отнюдь не значит, что в телесном посте нет необходимости.

Пост не должен быть демонстративным, в таком посте нет никакого смысла. Господь говорит: «Не постись, как фарисеи, которые на каждом углу взывают, а умойся, приведи себя в порядок и пост твори так, чтобы правая рука не знала, что делает левая».

Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь.

Частичное воздержание или пост был заповедан нашим прародителям Адаму и Еве, когда они еще находились в раю и были безгрешными (Быт. 2, 17 — запрещение вкушать плоды с дерева “познания добра и зла”). Тем более пост стал необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Приведем несколько примеров.

Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе (Исх. 34, 28). Часто постился праведный царь Давид, о чем мы можем заключить из его боговдохновенных псалмов. Постился великий пророк Илия (3 Цар. 19), взятый живым на небо. Постился пророк Даниил перед тем, как получил откровение от Бога о судьбах своего народа: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан. 10, 2-3). Пророк и креститель Господень Иоанн был великим постником, научившим поститься и своих учеников.

 Пророчица Анна, не отходя от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и за это удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя (Лк. 2, 37). Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там строго постился — ничего не ел и не пил. Если Господу необходимо было благодаря посту укрепиться духовно, то тем более христианам необходимо телесное и духовное воздержание.

На упрек фарисеев в том, что ученики Христовы не постятся, Господь ответил, что для них время поста еще не настало, пока с ними пребывает Жених (Христос), но когда отнимется от них Жених (то есть умрет Христос), тогда будут поститься (Лк. 5, 33-35). Поэтому с апостольских времен вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте. По этой же причине Великий пост приурочен Церковью к дням, предваряющим Страстную неделю.

На вопрос учеников, почему они не могли изгнать беса, Господь ответил, что “этот род (бесовский) изгоняется только молитвой и постом” (Мф. 17, 21). Действительно, бесы большей частью действуют через нашу плотскую природу, возбуждают в ней беспорядочные страсти, чем толкают нас на всевозможные грехи и, таким образом, берут контроль над нашей волей. Чтобы освободиться от их влияния, необходимо воздержанием ослаблять плоть и укреплять дух. Конечно, надо поститься ради исправления себя, а не ради людской похвалы, как Господь объяснил в Своей Нагорной проповеди, сказав: “Явись постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 18).

Постились и ученики Иисуса Христа, святые апостолы, о чем можно заключить из их посланий:

«Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 3);

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5);

«но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 27);

«но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2 Кор. 6, 4-5);

 «много раз [был] в… труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 27).

Поститься в определенные дни года стало всеобщей практикой уже в ранней христианской церкви апостольских времен.




Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.