Почитание воскресного дня

Христиане, исполняя заповедь о почитании седьмого дня («Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8-10)), празднуют день воскресный, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, победив Своей смертью смерть, ад и дьявола. Очевидно, что дело спасения человека (Боговоплощение, страдания, смерть, Воскресение и Вознесение Христовы) превышает по своей значимости сотворение мира. То есть, спасение человека — это акт большей любви Божией к человеку, чем даже творение мира. Поэтому мы празднуем день воскресный. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, христиан в первый день недели, или воскресный день, для совершения Таинства Причащения (Деян. 20, 7). В Апокалипсисе Иоанна Богослова также упоминается «день недельный», или воскресный (Апок. 1, 10).

Подобно храмовым жертвам, покой субботы указывал на жертву Христа. Только, если заклание жертвы на алтаре указывало на крестную смерть в Великую Пятницу, то хранение субботы было прообразом пребывания Христа в гробу в Великую Субботу. Жертва Христа в полноте исполнила закон о субботе («Я пришел не нарушить закон, а исполнить»). После Христовой жертвы очевидна неполнота, неполноценносгь любых попыток соблюдения субботнего покоя. 

Евангельское повествование очень часто говорит о том, что законники и фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы. Христос же проповедовал, что в субботу можно исцелять больных, изгонять бесов, творить дела милосердия, делать самое необходимое, подходить к почитанию субботы с точки зрения здравого смысла, а не буквы закона (Лк. 14, 5), «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Господь Иисус Христос, устанавливая Новый Завет с верующими в Него дает более возвышенный, духовный закон: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7). Очевидно, и нам следует подходить к этому вопросу в духе евангельских заповедей.

На Апостольском Соборе (Деян. 15) было решено, что для новообращенных закон Моисеев (следовательно и суббота) не обязателен (ст. 5). Для обращающихся из язычников были установлены определенные требования (ст. 20, 29). Но суббота здесь не упомянута, т. е. необходимость ее соблюдения не подтверждена Собором.

Нигде в Новом Завете нет осуждения несоблюдения субботы, в то время как другие пороки осуждаются: кровосмешение (1 Кор. 5, 1-7), прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть и т.д. (Гал. 5, 19-20). Напротив, с осуждением говорится о тех, кто, познав Бога, возвращается опять к немощным вещественным началам, наблюдает дни, месяцы, времена и годы (Гал. 4, 9-10). Прямо порицаются те, кто осуждает за пищу, или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу, так как «это есть тень будущего» (Кол. 2, 16, 17).????

Спаситель сказал о Себе, что «Сын Человеческий есть господин и субботы». Господин субботы после Своей крестной смерти и Воскресения, как известно, «с нами до скончания века» (Мф. 28, 20). Тем самым Он освящает все дни святостью субботы — действительно, каждый день с нами Тот, Кто больше субботы!

Кроме того, можно вообще сказать, что истинная жизнь во Христе есть истинное субботствование. Действительно, если можно вслед за апостолом Павлом заявить: «Уже не я живу, но живет во мне Христос», то это больше ветхозаветного субботнего покоя. Ведь в таком человеке живет Господин субботы!

Хотя христиане не обязаны соблюдать субботу в ее ветхозаветном смысле, так как закон, вменяющий это в обязанность члену народа Божьего, перестал быть условием Нового Завета, суббота осталась выделенным днем. Христиане отдают субботе? большее почтение по сравнению? с днями от понедельника до пятницы. То, что Бог этот день благословил в начале творения,?? мы не забываем. Таким образом, у нас как бы? возродилось древнее, дозаконное? отношение к субботе (благословлена суббота была при творении, запрет на работу связан с Исходом).

У субботнего дня особый Богослужебный устав, иной, чем у будних дней, церковные молитвы совершаются в этот день по-другому. Суббота, день, благословленный Богом, является праздником, хотя не столь торжественно празднуемым, как воскресенье. Суббота — день памяти всех святых и вообще день заупокойного поминовения (молитв об умерших, чтобы они сподобились вечного покоя в Боге). Так как мы ожидаем второго пришествия нашего Господа и воскресения мертвых, для нас смерть лишена чувства безысходной тоски. И очень логично, что молитвы об упокоении почивших мы возносим в такой благословленный Господом день, да еще являющийся кануном дня воскресного.

Кроме того, выделенность субботы проявляется в том, что это обязательно день, когда совершается Евхаристия — Таинство Тела и Крови Господних. Христос на Тайной Вечере сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В некоторые дни года не принято совершать Евхаристию — это дни покаяния. Но когда такой день выпадает на субботу (равно как и на воскресенье), мы вспоминаем, что суббота благословлена Самим Богом, и поэтому совершаем Евхаристию.

Говоря о воскресном дне, стоит сразу отметить, что обязанности перед Богом в этот день не работать нет. Когда Христианство стало государственной религией, император Константин провозгласил этот день нерабочим, дабы христиане не имели препятствий для своего богослужения, которое в те дни было преимущественно воскресным. Здесь власть пошла навстречу Церкви, а не навязала ей нечто? новое, противоречащее учению Церкви.?

Впоследствии, с быстрым ростом числа христиан и связанным с этим ослаблением церковной дисциплины, участились случаи пропусков Богослужебных собраний без уважительной причины. Поэтому постепенно стали вводить в?церковное законодательство положение о том, что в воскресенье работать нельзя, а? некоторые богословы могли обосновать это?? переносом дня покоя по четвертой заповеди с субботы на воскресенье, что,??конечно, не вполне справедливо. Во всяком случае, здесь есть неточность формулировок.

Таким образом, запрет на работу в воскресенье имеет историческую причину и не связан с тем, что Бог этого покоя требует (как было с субботой в Ветхом Завете). Бог требует «творить в Его воспоминание» Евхаристию — это заповедь, являющаяся условием при заключении Нового Завета, заступает на место всего ветхозаветного закона.

Можно заметить, что кроме праздников, соблюдение которых было обязанностью ветхозаветного еврея (Субботы, Пасхи, Пятидесятницы, Кущей, Йом-кипур), были праздники, которые соблюдались не потому, что так было предписано законом, а в память о важных событиях в жизни народа Божьего (Пурим — память избавления от гонения в Персии, см. Книгу Есфири, Ханука — память о победе над греками, осквернившими храм). Этого Библия не осуждает. Поэтому и христиане свободны устанавливать свои праздники, начиная с воскресного дня, а обязательство соблюдать ветхозаветные праздники при заключении Нового Завета не ставилось.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.