Отношение к мощам

Отношение к мощамКак и в случае с почитанием святых, для православного христианина почитание святых мощей и служение Богу — не одно и то же. Почитание мощей есть практическое выражение догмата о связи земной Церкви с Церковью небесной.

Само слово «мощи» (греч. "оставляю") нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи — все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Благоговейное отношение к мощам известно в христианстве с глубокой древности. Есть предание, что евангелист Лука принес в Антиохию правую руку св. Иоанна Предтечи. Во времена гонений христиане уносили с места казни тела мучеников, с честью погребали их и на их гробах совершали Божественные службы. Отсюда получил свое начало древний обычай полагать в алтаре мощи святых мучеников, что соблюдается и теперь. Таким образом, не в период упадка или духовной атрофии утверждается в Церкви почитание мощей, а во времена гонений. Этот период в ранней Церкви считается самым благочестивым во всей истории христианства.

Основанием для почитания мощей является Боговоплощение. Своим воплощением Христос освятил и возвеличил человеческое естество. В отличие от гностического и неоплатонического воззрения человеческое тело в христианстве не считается «темницей» души, средоточием греха. Почтение христиан к человеческому телу известно с самых древних времен, еще секта монтанистов называла христиан «саркофилами» (плотолюбцами). Итак, мы имеем первый аргумент для обоснования почитания мощей: тело не есть что-то «лишнее» или «ненужное» для человека. С почтением относясь к телу как к храму Святого Духа, почитая каждого человека облекшимся в Крещении во Христа, рассматривая каждого члена Церкви как сонаследника Господу в Его Воскресении, Христианство противопоставило этически пассивному ветхозаветному отношению к смерти переживание смерти как таинства, вводящего человека в новую нескончаемую жизнь со Христом в царстве праведников. Такое понимание связывается с догматическим учением о миссии Церкви освящать каждого человека и весь мир Божественной благодатью.

Священное Писание не только не возбраняет почитание мощей святых угодников, но и дает нам ряд примеров благочестивого почитания останков святых. Так, ревнитель истинного богопочитания царь Иосия сжег множество костей отступников и нечестивцев, но кости пророка Божия повелел сохранить в покое (4 Цар. 23, 18). Наиболее вразумителен пример чуда от костей пророка Елисея. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13, 21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии. Апостол Павел говорит, что Бога можно прославлять не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. А слова апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божие и тление не наследует нетления (1 Кор. 15, 50) не имеют отношения к вопросу о нетлении святых мощей. В них выражается та мысль, что в будущей вечной жизни будут участвовать не теперешние тленные «душевные» тела, а преображенные, одухотворенные, нетленные. Такие, какими станут тела святых при всеобщем воскресении (1 Кор. 42-44). У тех людей, которые доживут до кончины мира, тела соответственным образом изменятся (1 Кор. 51-52; Флп. 3, 21).

Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств почитания мощей — описание мученической кончины св. Поликарпа Смирнского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же после этого события примерно в 157 году. Там говорится, что смирнские христиане, после того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки, которые «драгоценнее золота и дорогих камней».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «…как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны». По словам его в другом месте, язвы и кровь мучеников светлее звездного неба и блистательнее солнечных лучей. «Не так светло небо, украшенное сонмом звезд, — говорит он в Слове всем святым мученикам, — как светлы тела мучеников, украшенные багряными ранами. Вы часто видите солнце восходящим на востоке и бросающим багряновидные лучи: таковы тела святых, проливающие из себя, как багряные лучи, потоки крови, которыми мученики сияли гораздо более, нежели как небо сияет светом солнца».

В творениях святых отцов Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих. Во-первых, останки святых служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Во-вторых, мощи святых являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем их гробы служили престолом для Таинства. В-третьих, основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил, источающих исцеления. Святой Василий Великий говорит: «Кто касается костям мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика».

Православное почитание мощей не похоронный обряд, и не обожествление тел. Тех, кого мы чтим сугубо (1 Тим. 5, 17), прежде возлюбил и прославил Господь (Ин. 14, 21, 23). Это важное обстоятельство нельзя не учитывать. Не тот достоин, кто сам себя хвалит, а кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 18). Сначала явление чудес и знамений, потом прославление мощей. Поэтому не чудеса происходят от прославления, а прославление — от множества чудес.

О почитании мощей VII Вселенский Собор дал следующее определение: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если иноки и миряне — да лишатся причащения!»

Обоснование церковного почитания мощей святых преподобный Иустин (Попович) излагает так: «Святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа, и тело. И мы, благочестиво почитая святых, почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело. Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого… Благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми — угодно Богу».

Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться такой темы как нетление мощей, поскольку с этим феноменом связано много заблуждений. Во-первых, нетление само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие для канонизации, потому что Церковь почитает то, что осталось от святых, а не какие-то материальные явления сами по себе. Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание, чудеса, совершенные по его молитвам. Церковные Соборы не раз запрещали признавать святыми по одному только признаку нетления, как, например, сделал Московский Собор 1667 года.

Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.