Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Священное Предание

Священное Писание о Священном Предании

Священное Предание — это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Или другая формулировка — форма сохранения и распространения Божественного Откровения. Сама эта форма, как и термин "Предание", несомненно, освящена авторитетом Священного Писания.

В книгах Нового Завета мы можем найти целый ряд мест, указывающих на важность Предания в жизни Церкви. Давайте вспомним эти стихи.

Во-первых, это 2 Фес. 2, 15: "…стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим".

1 Кор. 11, 2: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам".

1 Тим. 6, 20: "О, Тимофей! храни преданное тебе". Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: "О, Тимофее! Предание сохрани".


Понятие о Священном Предании

Предание (paradosis). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому.

Св. Викентий Лиринский задает вопрос: "Что такое предание? — и сам же на него отвечает. — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал…"

Такой механизм преемственного распространения Божественного Откровения также имеет свое основание в Священном Писании, где говорится о том, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение:

1 Кор. 11, 23: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал"…

Ин. 17, 8. Сам Господь говорит об этой форме сохранения истины: "Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели"…

Мы видим цепочку: дал, передал, приняли.

Тертуллиан, апологет конца II — начала III века, говорит: "мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога". Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.

Это очень важный момент, о нем следует говорить; именно этим Священное Предание и отличается от других традиций, например культурных. Протестанты могут с большим уважением относиться к Преданию Православия, они могут согласиться, что все это хорошо и полезно, но заявляют, что это от человеков, а потому, хотя и полезно, но не является необходимым.

Однако при таком понимании Священного Предания, которое дано в Новом Завете, разрыв с Преданием — не просто разрыв с какой-то человеческой традицией. Поскольку начальное звено Предания находится в Боге, то разрыв с Преданием — это не просто выход из традиции Восточной Церкви, а, по существу, отпадение от Бога.

Почему не все Божественное Откровение дано Церкви в виде Писания? Почему не все вошло в Писание, не все было записано?

Очевидно, все не могло быть записано по причине того, что в Предание входит многое такое, что в принципе не может быть записано. Когда мы говорим о механизме Предания, встает вопрос: что передается в Предании? Во-первых, передается некоторое знание, передаются некоторые памятники, в которых это знание зафиксировано: книги, иконы, чинопоследования, канонические правила, различного рода предписания и т. д.

Однако Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Поскольку Предание говорит нам о Боге и о богопознании, а подобное, как известно, познается подобным, то для того, чтобы понимать то, что передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании. Иначе говоря, необходимо иметь некоторый опыт, личный опыт богообщения, поскольку духовная жизнь — это прежде всего образ жизни, а не образ мысли.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф об этом пишет:

"…предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины".

По существу ту же самую мысль двумя тысячами лет ранее высказал апостол Павел (1 Кор. 4, 16): "…подражайте мне, как я Христу".

Однако Предание не ограничивается и этим, потому что Христос не только преподал Своим ученикам учение, не только явил им пример Своей жизни, не только сообщил некий опыт жизни в Боге, но Он же повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к познанию Божественной истины. Только в свете благодати и постигается учение Христа, и сам опыт жизни во Христе, безусловно, опыт благодатный.

Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: "…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым", т. е. исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.

Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что "Священное Предание — это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения".

Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня: низший, первый уровень — это, собственно, передача знания и исторических памятников, которые связаны с этим знанием, во-вторых, это передача опыта духовной жизни, и, в-третьих, это передача благодатного освящения.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.