Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд

Православный принцип толкования Писания

Понимание Евангелия предполагает истолкование его. Если бы Писание было понятно само по себе — апостолу Павлу не пришлось бы его толковать с большими подробностями. Без его помощи — понятно ли было бы духовное значение истории Сарры и Агари? (Рим. 9). Буквы мало — нужен Дух. А Дух обитает в Церкви. Вот почему смысл имеет в букве только отправную точку, свое же раскрытие он получает в Предании. Подлинный адресат Откровения — Церковь.

А раз истолкование неизбежно, и никакого прямого и абсолютно-достоверного "отражения" быть не может — значит, надо думать о том, на каких путях и в чем можно ступить в ту "землю святую", о которой мы предупреждены, что ступить туда можно лишь сняв обувь (Исх. 3, 5), и где Господь Сам, Своим действием откроет в сердце человека смысл того, о чем Он говорил в Евангелии… "Познавательно стяжавший в себе Бога уже не будет более нуждаться в чтении книг. Потому что имеющий собеседником Того, Кто вдохновил написавших Божественные Писания, сам будет для других богодухновенной книгой", — писал в Х веке преподобный Симеон.42

Православие, таким образом, четко определяет принципы библей­ской герменевтики. Здесь, прежде всего, необходим известный духовный опыт, озаренный тем Источником, который вдохновлял авторов Библии. Людей, у которых этот опыт в значительной полноте, именуют святыми.

При сравнении людей, чье мнение определяется как наиболее важное для истолкования Евангелия в православии и в протестантизме, нельзя не заметить следующих различий: профессора богословия в протестантизме — единственный церковный авторитет: они вероучители и хранители церковной традиции. Протестантизм есть в этом смысле профессорская религия. С точки зрения выбора тех авторитетов, чьи толкования приемлются как наиболее веские, то придешь к следующему заключению, что Православие — это религия монахов и святых, а протестантизм — религия профессоров.

Заметив это различие, Константин Леонтьев решил: "Буду верить в Евангелие, объясненное Церковью, а не иначе".43



1 "Проповеди посвящались главным образом таким несерьезным и ненужным делам как перебиранию четок, почитанию святых, монашеской жизни, паломничествам, правилам о постах, церковным праздникам, братствам и т.д. " — Аугсбургксое исповедание, Артикул 20. Вообще-то это и не столь уж "несерьезные и ненужные" вещи, но действительно говорить о них нужно, лишь когда Евангелие уже проповедано и усвоено.

2 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970. С. 10.

3 Святой Василий Великий. Творения. СПб. 1911. Т. 1. С. 595.

4 Святой Василий Великий. О Святом Духе… С. 596.

5 Святой Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993. Ч. 1. С. 5.

6 Цит. Евсевий Памфил. Церковная история. 3, 39. // БТ. N. 24. С. 117.

7 Русская мысль, 2. 9. 1993.

8 Талызин В.И. Церковное предание. // БТ. М., 1968. № 4. С. 222.

9 Успенский Н.Д. Реплика на богословских собеседованиях между членами РПЦ и Евангелической Церкви Германии. // БТ, М., 1968. №4. С. 205.

10 Сарычев В.Д. К критике и продолжению… С. 267.

11 Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания. // БТ. М., 1968. №4. С. 245.

12 Цит. Evdokimov P. L'Orthodoxie. – Desclee de Brouwer. 1979. p. 196.

13 Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952, С. 39.

14 Ориген. Entretien avec Heraclide. // Sources chretiens. vol. 67, Paris, 1960, p. 91. — Ориген. Entretien avec Heraclide. // Sources chretiens. vol. 67, Paris, 1960, p. 91.

15ДроновМихаил, протоиерей. Писание и Предание. // ЖМП, 1994, N. 1. С. 21.

16 Кстати, эти слова о. Михаила мне кажутся не вполне согласными с его же утверждением, что "Предание есть способ прочтения, истолкования Писаний" (с. 18). Как нельзя сводить христианство к тексту Евангелия, так нельзя и Предание редуцировать к герменевтической школе. Выработка герменевтической традиции и даже благодатная помощь Духа в постижении Писания суть лишь проявления Предания, но они не тождественны "Преданию Таинств", о котором в согласии со святым Василием Великим так же свидетельствует о. Михаил. Отождествление же Апостольского Предания с герменевтикой, заявленное в цитированной фразе о. Михаила, может быть подкреплено авторитетом прот. Георгия Флоровского: "Апостольское Предание, как оно хранилось и понималось в Древней Церкви, не было скреплено сводом сложных и обязывающих предложений (то есть не принимало вид логической структуры, текста), оно было, скорее, видением смысла и силы события Откровения, Откровения о Боге, Который действовал и действует" (прот. Георгий Флоровский. Писание и Предание с православной точки зрения. // Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата, 1964, № 45, С. 60). И все же мне представляется, что Предание — онтологическая, а не герменевтическая реальность.

17 Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. Paris, 1963. p. 75.

18см. Spicq C. Les Epitres pastorales. Paris, 1947, p. 158-159.

19 Богословские труды. 1968. № 4. С. 206.

20 Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания. // БТ. М., 1968. № 4. С. 244-245.

21 Тертуллиан. Избранные сочинения. – М., 1994. С. 114

22 Там же, С. 121.

23 Там же, С. 124.

24 Антоний, митр. Сурожский. Проповеди на темы Нового Завета. // Альфа и Омега. Ученые записки Общества по распространению Священного Писания в России. N. 2, 1994. С. 6.

25 Святой Афанасий Великий. Творения Т. 3. М., 1994. С. 372.

26 Хомяков А.С. Сочинения. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., б. г., С. 100.

27 La Tradition. Probleme exegetique, historique et theologique. (Cahiers theologiques. 33) Paris, 1953, p. 44.

28 La Tradition. Probleme exegetique, historique et theologique. (Cahiers theologiques. 33). Paris, 1953, p. 45.

29 Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. Paris, 1963. p. 175.

30 Сколь несамодостаточно Писание, показывают искушения Христа в пустыне: диавол ведь искушает Его именно цитатами из Писания. "Диавол и теперь, как и при искушении Христа, прибегает к помощи Писаний, чтобы доказать возможность отделения христианства от Церкви" — архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. — Монреаль. 1986, С. 64.

31 При желании у святого Василия Великого можно вычитать почти Веберовский призыв к тому, чтобы "углубляясь в теологию не оставляли в пренебрежении экономики" (в русском переводе, конечно, стоит богословие и домостроительство). — Святой Василий Великий. Письма. // Творения. Ч. 6. С. 30.

32 В. Бибихин рассказывает случай бессознательного искажения смысла Евангелия одним современным переводчиком. Он решил дать свою интерпертацию евангельским словам: "Исходящее из уст выходит из сердца, и это загрязняет человека. Потому что из сердца исходят злые размышления, убийства, ложные доносы, сквернословие". Итак, "переводчик решил исправить не текст — текст здесь не имеет разночтений, и он одинаковый у Матфея и у Марка — а мысль: наверное, говоривший имел в виду, что из сердца исходят все же не сами убийства, непристойности, скверна, а злые помыслы об убийстве и т.п. Переводчик соответственно вклинил в текст слово "помыслы". Для современного сознания мысль и слово — это всего лшиь мысль и слово; мало ли что "вышло из уст"; до убийства еще далеко. Однако Христос сказал то, что сказал. Не будущие поступки, а сами злые сердца в себе и своим словом делают все это — убивают, крадут, блудят. Движение сердца и языка есть поступок. Средневековье, конечно, читало это место именно так, как стоит в Евангелии, без разжижения. Было ясно, что у самых корней слова притаился убийца человека, он готов прокрасться в слово, и тогда оно выйдет в мир вредоносным" (Бибихин В. В. Философия языка. — М., 1993, С. 329). Конечно, это вряд ли пример именно конфессионального искажения смысла Евангелия. Скорее здесь искажение, идущее просто от "духа времени". Но ведь чем менее укоренена та или иная христианская конфессия в традиции — тем меньше ее способность сопротивляться этому "духу". Чем менее внимательно ее богословы вглядываются во всевековой соборный церковный опыт слышания Евангелия, тем больше они — незаметно, быть может, даже для самих себя — навязывают свои стереотипы, свои предпочтения, опасения и упования древним людям Библии.

33 Передача "Целительное слово" на телеканале "Санкт-Петербург". 12. 06. 1994.

34 Преподобный Иоанн Кассиан. Писания. М., 1892. С. 599.

35 Преподобный Исаак Сирин Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 582.

36 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин, 1922. С. 198.

37 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970. С. 56 и 58.

38 Преподобный Макарий Египетский. Новые духовные беседы. С. 107.

39 Святой Василий Великий. Творения. Издание 4-е. Ч. 5. С. 360.

40 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 2. СПб. б. г. С. 17.

42 Святой Иоанн Златоуст, например, подчеркивает, что не следует судить прошлое по меркам настоящего. Илия был прав, сводя огонь с неба на грешников, ибо эта кара была необходима для того, чтобы поразить воображение народа, еще не вышедшего из поры детства, однако Иаков и Иоанн, желающие подражать пророку, были осуждены Спасителем. "Теперь, когда они отменены, не спрашивай, как могли быть благами предписания Ветхого Завета. Спрашивай лишь о том, хороши ли они были для времени, для которого были созданы. Внемли же тому, что сегодня на то они и нужны, чтобы выявить свою недостаточность. Если бы они не сделали нас способными к восприятию лучших предписаний, то не постигли бы мы того, чего им не хватает. Видишь ли, как одно и то же, смотря по времени, хорошо, а после представляется не таковым?" (Творения. – СПб., 1901. Т. 7. Ч. 1. С. 199-200).

42 Цит.: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон… С. 160.

43 Леонтьев К.Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991, С. 502.



Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.