Святыни Гомельской епархии

Древние храмы

г. Гомель. Кафедральный собор во имя святых апостолов Петра и Павла. Построен в 1809–1824 гг. из кирпича по проекту архитектора Дж. Кларка в стиле позднего классицизма. Ранее на этом месте была древняя деревянная церковь. Основателем величественного храма является граф Николай Румянцев. Закладка храма состоялась в 1809 г., а торжественное освящение — 22 мая 1824 г.

Собор был богато украшен, обеспечен бого­служебными предметами, облачением и иной необходимой утварью. Иконостас, иконы, Евангелие, евхаристическая посуда и крест были пожертвованы Н. Румянцевым. Он же привез для храма частицы мощей святителя Николая Мирликийского и других святых.

После смерти братьев Н. и С. Румянцевых дворец и церковь перешли к графу Ивану Паскевичу-Эриванскому, известному меценату. С 1872 г. храм получил статус городского, а с 1907 — кафедрального собора. Недалеко от него Ф. Паскевичем была возведена фамильная часовня-усыпальница. Собор действовал до закрытия его властями в 1929 г. С 1932 г. в нем разместили экспозицию краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны собор был открыт и действовал до 1960 г. С 1962 г. использовался как планетарий. С 1985 до 1988 г. здание пустовало. После реставрации в 1989 г. по многочисленным просьбам храм передан верующим. В 1990-х годах выполнена роспись стен, установлен деревянный иконостас.

В храмовом склепе и на кладбище находятся могилы настоятелей и священников. Слева от главного престола храма покоится фундатор собора и всего Гомеля граф Н.П. Румянцев. К востоку от собора — часовня с погребальным склепом более поздних владельцев Гомеля — князей Паскевичей.

В Свято-Петро-Павловском соборе находятся мощи новопрославленной белорусской святой — преподобной Манефы Гомельской, а также икона Божией Матери «Взыскание погибших», перед которой молилась преподобная Манефа в своей келии.

г. Гомель. Храм во имя святителя Николая. Построен в 1817 г. на северо-восточной окраине города на берегу р. Волотова на месте старой деревянной церкви. Церковь построена по проекту архитектора Дж. Кларка из кирпича в стиле классицизма. Фундатором выступил граф Николай Румянцев. Интерьер церкви реконструировался в 1838 г. В 1846 г. при новом владельце Гомеля Иване Паскевиче крестьяне д. Волотово переселены в Ивановку, а приход закрыт. Только через 50 лет, в 1893 г., разработан проект восстановления Николаевской церкви. Через шесть лет состоялось освящение храма. Но из-за малочисленности прихожан службы происходили редко: три раза в год.

Церковь, памятник архитектуры XIXв., сохранилась в полуразрушенном виде. С1999г. началась реставрация храма. В 2005 г. после завершения реставрации состоялось освящение храма.

Жлобинский р-н, г.п. Стрешин. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Стрешинская церковь (1807 г.) — редкая для Беларуси центрическая постройка. В целом архитектура постройки аскетична, с минимальным набором декора. Общее впечатление достигается объемным решением, пластикой купола и полусфер пристроек. В панораме Стрешина с заречной стороны церковь играет ведущую роль как единственная высотная доминанта поселения.

В Стрешине родился в 1837 году и прожил 18 лет святой Иоанн Кормянский. В Свято-Покровском храме служил священником его отец — Иоанн Гашкевич.

Храм, построенный по инициативе графа Ивана Остермана находится под охраной ЮНЕСКО, хотя в советское время он был властями закрыт и осквернен. В храме находились конюшни и соляной склад, затем клуб и ресторан. В 1989 г. по инициативе верующих людей уникальный храм был открыт и возвращен Церкви. После реставрации в нем возобновлены богослужения.

г. Речица. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Одной из самых старых городских построек является Свято-Успенский собор, строительство которого началось в1841 г. Но уже в 1843-м строящаяся при церкви колокольня неожиданно разрушилась и, падая, повредила саму церковь. Более 20 лет храм простоял в развалинах. Только 11июня 1872 г. многострадальный соборный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его век оказался недолгим всего 62 года. Начиная с 1917 г., постепенно было ликвидировано все духовенство города. В 1934 г. собор был закрыт ипозже перестроен вДом социалистической культуры. Были снесены купол и колокольня, изменен интерьер, возведена деревянная пристройка. В 1960-х годах в городе построен новый дом культуры, и помещение храма осталось бесхозным. Постепенно оно разрушалось и к середине 90-хгодов ХХ века пришло в довольно жалкое состояние.

В 1997 г. решением горисполкома здание передано православному приходу. В 1999-м начаты работы по его восстановлению. 26 июля 2003 г. обретший вторую жизнь храм был освящен.

г. Чечерск. Храм в честь Преображения Господня. Построен в конце XVIII в. и является памятником эпохи классицизма. Построен в 1783 г. на средства графа Чернышова. Каменный храм Преображения Господня в г. Чечерске имел предшественника — деревянную православную Спасскую церковь. После заключения Брестской церковной унии 1596 г. восток Беларуси и Чечерск в том числе оставались верным оплотом Православия. Однако власти Речи Посполитой в XVIII веке усилили давление на Православную Церковь и храм стал униатским. В 1773 г. Чечерск вошел состав Российской империи, вскоре униатские церкви были возвращены в лоно Православия.

За годы атеизма и войны в Чечерске было разрушено два православных храма и кладбищенская часовня, а также костел Святой Троицы, погибло большинство икон. Выстояла только Спасо-Преображенская церковь. В ее алтаре хранится древняя икона XVII века «Сошествие во ад» — шедевр белорусской школы иконописи. Кириллическая надпись на раме сообщает, что «сей образ оферовал Янъ Санковичъ до храму Воскресенія Христова в Чечерску на честь и на хвалу Господу Богу. Року 1678».

Согласно документам, имеющимся в Чечерском историко-этнографическом музее, до 21мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находилось зерно и товарно-материальные ценности райпотребсоюза и конторы заготзерно. В 1953 г. благодаря неоднократному ходатайству верующих храм был возвращен Церкви.

Почитаемые иконы

г. Гомель. Козельщанская икона Божией Матери. Одна из самых почитаемых святынь Гомельского Свято-Николаевского монастыря — список чудотворной Козельщанской иконы Божией Матери. Этот список был передан настоятелю монастыря архимандриту Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского монастыря игуменьей Феофанией (†1968). Икона помещена над царскими вратами Никольского храма. Каждую среду перед иконой совершается акафистное пение, во время которого икона опускается для поклонения верующих.

Сама Козельщанская икона, скоторой сделан список, относится к числу древних икон итальянского письма. Она известна с XVIII века как родовая святыня семьи Капнистов и находилась в их имении в селе Козельщина Полтавской губернии. По молитвам к Божией Матери перед Ее святой иконой происходили чудеса исцелений от тяжких недугов. В 1880 г. дочь графа Капниста Мария вывихнула ногу с искривлением ступни. После безуспешного лечения началось искривление второй ступни. Графиня посоветовала дочери помолиться перед семейной иконой и почистить ее ризу, как принято в семье. Больная, молясь, прильнула к иконе всем телом и почувствовала исцеление. Она тут же стала срывать с ног бинты итяжелые металлические упоры.

Согласно народному преданию, по молитвам перед Козельщанской иконой Божия Матерь помогала «молодым девицам, желающим устроить семейное положение».

Жлобинский р-н, д. Казимирово. Казимировская икона Божией Матери. Икона находилась в местечке Казимирово в монастырской Успенской церкви. В обители хранилась книга с описанием чудес, происшедших по молитвам верующих у иконы с 1720 по 1764 г. Со временем икона была утеряна. В настоящее время в Свято-Успенском женском Казимировском монастыре хранится список с древней иконы.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.