Святыни Гродненской епархии

Приход в Сынковичах был восстановлен в 1992 г. Особо чтимые храмовые образы — списки Жировичской и Ченстоховской икон Божией Матери, святого архангела Михаила, а также святой вмц. Варвары. Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица» со множеством даров верующих почитается как чудотворный.

В главных чертах (стены, своды, башни) Сынковичская церковь сохранилась до нашего времени, считается памятником архитектуры мирового значения.

Щучинский р-н, д. Мурованка. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Знаменитый храм-крепость был возведен в 1524 г. в готическом стиле на пожертвования помещика Мацкевича. Мурованковская церковь по архитектуре относится к храмам оборонительного типа. По углам здания возведены четыре круглые башни, внутри которых были спиралевидные каменные лестницы, уничтоженные в 1817 г. вместе с тайным ходом и отверстиями-пещерами в стенах.

Грандиозная снаружи, церковь кажется небольшой внутри из-за внушительной толщины стен. В церкви до наших дней сохранились две мраморные плиты, одна из них вмурована в южную стену и находится над гробом основателя храма. Вторая плита, большего размера, размещается немного выше первой. На ней отражены древние воинские доспехи и оружие польско-литовского войска.

Мурованковский храм перешел в руки униатов около 1636 г., к началу XIX в. находился в запустении. Во время путешествия из Вильно в Гродно император Александр I заметил Мурованковскую церковь и приказал ее отремонтировать, что и было выполнено через 5 лет.

Во второй половине XIX в. Мурованковская церковь обрела современный вид. В ней находились две почитаемые иконы Божией Матери: одна местная, по левую сторону от царских врат, вторая, в отдельном кивоте, была перенесена из упраздненной Волчиковской церкви, некогда приписанной к Мурованковской.

В 1928 г. Мурованковская церковь польскими властями переоборудована под костел и передана католической общине.

В августе 1993 г. церковь возвращена православным. Мурованка остается центром прихода, который объединяет 8 окрестных деревень. При церкви организована воскресная школа.

Почитаемые иконы

Остробрамская икона Божией Матери —одна из главных святынь Беларуси и Литвы, особенно почитается на Гродненщине как православными, так и католиками. Написана в восточно-православной иконописной традиции. По преданию, привезена в Вильно великим князем ВКЛ Ольгердом в 1363 г. из Корсуни после успешного похода в Крым. Его жена Иулиания передала икону в Виленский монастырь Святой Троицы. Позже она была перенесена в часовню над Острой Брамой, где находится и теперь. Чудеса, происходившие от иконы, описаны в рукописных книгах, ей посвящены духовные песни (издавались в 1852 г.). Копии с Остробрамской иконы распространены во многих храмах Гродненщины. Празднование иконы совершается ежегодно 8 января (н.ст.).

г. Гродно. Коложская икона Божией Матери. Этот святой образ находился в Борисо-Глебской (Коложской) церкви г. Гродно и почитался как чудотворный не только местным населением, но и далеко за пределами этого края.

Икона размещалась у Царских врат в Коложском храме, но 3 октября 1854 г. она была с торжественным крестным ходом перенесена в новоустроенный и освященный храм, т.к. в ночь на 2 апреля 1853 г. южная и часть западной стены Коложской церкви обрушились.

Существует предание о появлении иконы: «Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил с собой, по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти, в видении ему было объявлено, чтобы он образ этот поместил в Коложской церкви, что и было им исполнено, а сам он изъявил желание быть погребенным возле этой церкви». Происхождение и явление чудотворной Коложской иконы относится к концу ХVII — началу ХVIII столетий. Этот чудотворный образ представлял собой копию Виленской иконы Одигитрии. В 1908 г. была установлена постоянная дата для всенародного молитвенного чествования древнейшей святыни в первое воскресенье после 24 мая (или 24 мая, если это воскресенье). В 1910 г. в «Коложском» празднике участвовали архиеп. Михаил (Ермаков) в сослужении 35 священнослужителей, при стечении до 15 тысяч богомольцев и 8 крестных ходов из соседних приходов. На протяжении всех столетий, начиная с ХVII века, от чудотворной иконы происходило множество исцелений. Со всех концов страны и из-за рубежа непрерывным потоком к чудотворному образу приезжали люди различных сословий и с самыми разнообразными недугами: одержимые злым духом и слепые, пораженные параличом и болезнями конечностей. О многочисленных исцелениях свидетельствовали привесочки, т.е. серебряные и золотые фигурки разных частей человеческого тела, в знак благодарности, которые оставлялись людьми, получившими исцеление. Много исцелений было документально зарегистрировано в церкви, но эти документы в связи с Первой мировой войной были вывезены и местонахождение их теперь неизвестно.

В 1915 г. при эвакуации в Россию из церкви вместе с другими святынями была вывезена и чудотворная икона Богоматери. После окончания войны она возвращена так и не была, а в годы революции была утеряна и ее поиски на протяжении многих лет не принесли успеха. Теперь в Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви находится почитаемый список чудотворной Коложской иконы Божией Матери.

Щучинский р-н, д. Раковичи. Раковичская икона Божией Матери. Явление Раковичской иконы Божией Матери можно отнести к середине XVIII века. Согласно устному преданию, обрести этот святой образ сподобился некий мещанин Мокрецкий, на средства которого в благодарность Царице Небесной и был воздвигнут первый храм вблизи от места обретения иконы. Икона была явлена возле речки, которая впоследствии иссякла, но на месте явления забил источник. Со временем благодарные паломники соорудили над источником купель. Сейчас на этом месте стоит часовня и колодец со святой водой.

Обретенную чудотворную икону с почестями перевезли в Вильно, тогдашний центр епархии. Там с нее была написана большая копия, которую украсили драгоценной серебряной ризой с золочеными нимбами. Икону поместили в большом кивоте в старой деревянной, а потом и новой каменной, построенной в 1876 году, церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы д. Раковичи.

Этот почитаемый список также прославился многими чудесами исцеления больных и одержимых нечистыми духами людей. Священники, служившие в Раковичской церкви, отмечали, что существовала летописная книга, содержащая свидетельства исцелений от чудотворной иконы, но книга эта, к сожалению, была утеряна в годы лихолетья. Однако некоторые свидетельства чудесных исцелений по молитвам перед чудотворным образом сохранились до наших дней, что является свидетельством молитвенного предстательства за нас Пресвятой Богородицы.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.