Святыни Пинской епархии

Монастырь

г. Пинск. Свято-Варваринский женский монастырь. Согласно устному преданию, основание монастыря относится к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисицк, двор Пискаловщина. Монастырские здания возведены в 1520-е годы.

Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения были деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В XVIXVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Почаповские, Сапеги, Тризны, Ширмы. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей.

В 1633 г. монастырь по распоряжению короля и униатского епископа передан ордену базилиан и принадлежал ему до отмены унии. В 1839 г. монастырь возвращен в православие. В то время в обители проживало 14 насельниц, она имела 147 десятин земли и 100 крестьян. Предметами особого поклонения верующих являлись икона великомученицы Варвары и частичка ее мощей в позолоченном ковчеге. При монастыре работало училище для девушек-дворянок и дочерей священников, где обучали чтению, письму и рукоделию. Библиотека монастыря насчитывала несколько сот томов книг преимущественно духовного содержания, среди которых были рукописные и старопечатные.

В 1858 г. монастырь переведен из собственных старых деревянных зданий в помещения бывшего католического монастыря бернардинцев, а бернардинский костел переосвящен в Варваринскую церковь. Но монастырь здесь просуществовал недолго. В 1874 г. пять монахинь и четыре послушницы переведены в Минский Спасо-Преображенский монастырь, а церковь святой Варвары стала приходским храмом. В монастырских строениях были размещены сначала городская тюрьма, а затем госпиталь.

Свято-Варваринский монастырь возобновлен в Пинске в 1993 г. При нем действует воскресная школа для детей и взрослых.

Настоятельница — монахиня Екатерина (Романчук).

Адрес: 225710, Брестская обл., Пинск, ул. Горького, 23. Тел. (+375-165) 35-02-62.

Древние храмы

г. Пинск. Кафедральный собор в честь св. вмц. Варвары. Исторически храм принадлежал Свято-Варваринскому монастырю. В 1786 г. на месте древней Свято-Варваринской церкви возведен кирпичный храм. В 1864 г. церковь была перестроена, над ней возведен купол. В 1874 г. церковь святой Варвары стала приходским храмом. Ныне это кафедральный собор Пинской епархии, в нем находится почитаемая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии Иерусалимской (XVI в.). Храм — памятник архитектуры барокко.

Барановичский р-н, д. Вольно. Храм в честь Святой Троицы. В 1632 г. в поместье Вольно была построена Троицкая церковь и при ней основан мужской монастырь, где поселились базилиане. В 1768 г. Троицкая церковь была перестроена.

В 1839 г. монахи-базилиане были размещены по другим монастырям, а в жилые монастырские строения переведены монахини из закрытого Новогрудского Борисо-Глебского монастыря. Женский монастырь здесь действовал до 1873 г., после чего был присоединен к Минскому Спасо-Преображенскому. Свято-Троицкая церковь, капитально отремонтированная в 1895 г., сохранилась до наших дней. Является памятником архитектуры XVIII в. Сохранился образ святителя Николая Чудотворца XVIII в., представляющий духовную и художественную ценность.

Ивацевичский р-н, д. Бытень. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каменный Успенский храм был построен в 1664 г. При нем действовал Петро-Павловский мужской монастырь. Здесь некоторое время хранилась чудотворная икона Матери Божией из Виленского Свято-Троицкого монастыря, а также почитаемая Жировичская икона.

Во время подготовки к воссоединению униатов с православием монастырю была определена миссия подготовки базилиан к монашеской жизни в православном духе. Сюда присылали базилиан, не сразу принявших православие, для изучения православного устава и обрядности. В 1845 г. принято решение о закрытии монастыря и переводе монахов в Жировичи. Бытенская церковь стала приходской. Во время Первой мировой войны Троицкая церковь и жилые строения были разрушены. Сохранилась Свято-Успенская церковь и находящаяся в ней икона Спаса Вседержителя (XVI в.) — памятник белорусской школы иконописи.

Пинский р-н, д. Купятичи. Храм во имя святителя Николая Чудотворца. В деревне Купятичи с древних пор существовала церковь в честь Введения во храм Богородицы. При ней в 1629 г. был основан мужской монастырь. С Купятичским монастырем связана подвижническая деятельность преподобномученика Афанасия Брестского, который жил здесь в 1630-е годы. Здесь же служил в сане иеромонаха преподобномученик Макарий Пинский, позже принявший мученическую смерть от татар.

В 1817 г. монастырь был закрыт, а храм стал приходской церковью. Монастырские строения не сохранились. В 1867 г. в Купятичах построена церковь во имя святителя Николая, которая действует и сегодня. В ней находится почитаемый список Купятичской иконы Божией Матери.

Пинский р-н, д. Новый Двор. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1618 г. в д. Новый Двор был основан мужской монастырь Успения Божией Матери. Церковь и все строения монастыря были деревянными. В храме находилась чудотворная Новодворская икона Божией Матери. Новодворский монастырь до 1795 г. был униатским, затем возвращен православным и присоединен к Пинскому Богоявленскому. В 1817 г. монастырь закрыт, а церковь стала приходской. В 1862 г. вместо старой Успенской церкви построена новая, действующая и сегодня.

Почитаемые иконы

Пинский р-н, д. Купятичи. Купятичская икона Божией Матери — самая древняя среди чудо­творных икон, явленных на белорусской земле. Она явилась чудесным образом в 1182 г. в ярком сиянии в лесу на кресте шестилетней пастушке Анне из д. Купятичи. Несколько раз Анна пробовала отнести найденную святыню домой, но крест с иконой всегда возвращался на место явления. Вскоре здесь был построен величественный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как храм был сожжен татарами в 1240 г., икона была найдена неповрежденной на пепелище и перенесена в новую церковь. Купятичская икона представляет собой небольшой медный крест, на одной стороне которого изображение Богоматери с Младенцем, а на другой Распятие.

Многочисленные чудеса, исцеления больных, происходившие благодаря заступничеству Божьей Матери, сделали Купятичи местом паломничества не только жителей Полесья, но и более отдаленных белорусских, украинских и польских земель. Описанию чудес посвящены две книги: «Тераргиум» (Киев, 1638), изданная на польском языке первым игуменом Купятичского монастыря Иларионом Денисовичем, и вторая «Новое небо» Иоанникия Голятовского (Львов, 1665). Прмч. Афанасий Филипович, который служил здесь наместником, в своем «Диариуше» называл Купятичскую икону главной святыней всей Речи Посполитой.

Чудотворная икона оставалась в Купятичах до 1655 г., пока иноки во главе с архимандритом Лазарем Барановичем, спасаясь от преследования униатов, не перенесли ее в Киев. Ее принял митрополит Киевский Сильвестр Коссов и распорядился поместить в Софийском соборе. Там она находилась до Второй мировой войны. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Сегодня в местной Николаевской церкви находится список иконы (выполнен в XVII в.), который также почитается как чудотворный. Ежегогдно 28 ноября здесь совершается праздничное богослужение в честь иконы с участием множества верующих.

Пинский р-н, д. Новый Двор. Новодворская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана св. Петром, митрополитом Московским, около 1320 г. Тогда он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем.

Долгое время икона хранилась в Свято-Успенском храме д. Новый Двор Пинского района. Православные со всего Полесья в день празднования ее 2 января собирались в Новодворской церкви для молитвенного почитания святыни. После того, как Новодворский Успенский монастырь перешел к униатам, икону перенесли в Успенский Елецкий монастырь на Черниговщине, а позже — в Суражский монастырь этой же епархии. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви монастыря, теперь уже не существующего. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший на поклонение чудотворному образу, свидетельствовал, что после обедни в церкви оглашались чудеса, происшедшие по молитвам у иконы Богоматери. В XIX в. икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре Новгород-Северска. Ныне в Успенском храме деревни Новый Двор находится почитаемый список Новодворской иконы Божией Матери.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.