Диакон Сергий Кобзарь. О святынях

Православная Церковь имеет много различных вещественных, материальных святынь. К ним относятся храмы и все, что в них находится (алтарь, престол, дарохранительница, мощи святых, иконы, кресты и прочая храмовая утварь). Храм — это место, где Бог проявляет Свое присутствие особым образом, а потому — это святое место. Слово «святой» с древнегреческого языка переводится как «отделенный». Вещь или место, отделенное для Бога, уже не просто вещь и не просто место, а святыня.

Может ли материя вообще быть святой? В книге Исход Бог сказал: «… устроят они мне святилище (скинию)» (25, 8). Но не только скиния, но и все принадлежности ее были святыми. Храм Соломона был святыней и освящал собою золото, находившееся в этом храме (Мф. 23, 17). Место, где пребывал Бог, было святым (Нав. 5, 15).

В Новом Завете святынь стало еще больше: Голгофа, место рождения Христа, другие места, где бывал Христос. Если раньше храм был один, то теперь их много.

Кроме святынь таких, как места, где бывал наш Искупитель, мощей святых, Церковь имеет предметы и святыни, которые она отдельно освятила (все предметы храма, святую воду и пр.).

Можно ли почитать святыни (целовать, благоговеть и поклоняться пред ними)? Давид говорит: «…поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5, 8). И еще: «…поклоняйтесь подножию Его: свято оно» (Пс. 98, 5), а также: «Поклонюсь пред святым храмом Твоим…» (Пс. 137, 2). Иисус Навин «…пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним…» (Нав. 7, 6). Во всех этих случаях поклонение приносится перед вещью, святыней. Однако, пророка Давида и Иисуса Навина мы не можем назвать идолопоклонниками. Через поклонение святыне Божией они воздавали поклонение и почитание самому Богу. Поклонение Божьей святыне можно назвать поклонением и Богу. Когда христианин поклоняется храму, лобзает икону или крест, благоговеет перед мощами и другими святынями, он тем самым воздает поклонение и почитание Самому Богу, как делал это и святой пророк Давид, и Иисус Навин. Апостол Павел знал, что Бог находится везде, но все же пришел нарочито в Иерусалим, чтобы в храме поклониться Богу (Деян. 24, 11).

Можно проследить отношение иудеев и язычников в Ветхом 3авете к ковчегу и действия Бога через него, чтобы понять, что святыня есть нечто иное, нежели идол. Филистимляне устрашились прибытию ковчега и сказали: «Бог тот пришел к ним в стан» (1 Цар. 4, 7). Неужели филистимляне не знали, что не ковчег является Богом евреев? И этот ковчег причинил им немало бед после его захвата (1 Цар. 5), но, конечно, не сам ковчег, а Бог через него. Давид сознавал себя не достойным, чтобы ковчег прибыл в его жилище так, как будто бы Сам Бог должен был прийти в его дом (1 Цар. 13, 12). На обвинение Мелхолы в плясании пред ковчегом Давид сказал: «Пред Господом плясать буду», как будто ковчег был Самим Богом (2 Цар. 6, 16, 21). Также и в книге Чисел (10, 35-36) Моисей практически отождествляет Господа с ковчегом. Пред ковчегом, как перед Самим Богом, приносили всесожжение (3 Цар. 3, 15); кадили (Исх. 40, 26-27); возжигали лампады (Исх. 37, 17, 23). В этих случаях люди относились к ковчегу со страхом и благоговением, как и к Самому Господу. Но неужели он был идолом? Почитая святыню, люди почитали тем самым Самого Бога.

Священники постоянно целуют свое одеяние и крест при облачении, престол, блюдо и чашу, на которых совершается Евхаристия, иконы и т.д. Святыни почитают и к ним относятся с благоговением так же, как в Ветхом 3авете благоговели перед храмом, ковчегом, мощами патриархов и пророков и другими святынями и святыми местами. Церковь с самого начала имела почтение, особенно к останкам святых. Вот свидетельства II-го века: «Мы потом собрали его (св. Поликарпа) кости, — сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, — и положили их, где следовало» (Цит. по: «Православно-догматическое богословие», том II, с. 567). И еще: «Исполнилось желание св. мученика Игнатия… части его тела, которые отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоценимое сокровище; по благодати, обитавшей в мучение, оставленное св. Церкви» (Цит. см. там же, с. 567.). Иоанн Златоуст вопрошает: «Скажи мне, где гроб Александров? (…) А гробы рабов Христовых славны и находятся в царственном городе; дни кончины их известны: они составляют торжество для целой вселенной» (Цит. см. там же, с. 551). Церковь с самого начала праздновала дни кончины своих святых и чтила их останки.

Через святыни Бог нередко творил и сейчас творит чудеса. Жезлом Моисей творил много чудес (Исх. 7, 12; Чис. 20, 11). От одного взгляда на медного змея смертельно больные исцелялись (Чис. 21, 8-9). Кроме этого, мощи пророка Елисея оживили мертвеца (4 Цар. 13, 21); милотью Илии Елисей остановил реку (4 Цар. 2, 14); краем одежды Иисуса была исцелена женщина (Мф. 9, 20); платки и опоясания с тела апостола Павла также исцеляли (Деян. 19, 12). Даже невещественная тень апостола Петра творила чудеса (Деян. 5, 15). Бог силен совершать чудеса посредством материальных святынь и сегодня. Известно много случаев исцеления после Святого Причащения, по молитвам перед святыми иконами и перед мощами святых.

Использована работа

диакона Сергия Кобзаря

«О вещественных святынях»


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.