Святые источники

МОГИЛЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

г. Белыничи. Источник в честь Белыничской иконы Божией Матери вытекает из Ильинской горы. Из сохранившихся летописей известно, что к святому источнику совершали крестные ходы монахи Белыничского монастыря. За время господствующего в обществе атеизма местонахождение источника было забыто. Только в наше время источник был найден. Со временем здесь будет оборудована и купальня, хотя и сейчас желающие находят возможность совершить омовение. В храме находится чудотворная Белыничская икона Божией Матери.

Кричевский р-н, д. Прудок. «Светлый колодец», или «Святая крыница». Расположена в живописном месте, на границе соснового бора и поля. Старожилы рассказывают легенду о стоявшей на том месте церкви, которая как будто ушла под землю во время службы. В провале и образовался источник (сюжет, известный во многих местностях славянского мира). Этот источник с целебной водой упоминается в работе А. Меера «Описание Кричевского графства» 1786 года. С того времени он широко почитается как местными жителями, так и паломниками с других мест.

Круглянский р-н, д. Шепелевичи. На границе Круглянского и Белыничского районов находится лесное озеро Хотомье (Святое) с целебной родниковой водой. Водоосвящение здесь совершается на Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна (7 июля н.ст.). Местные краеведы считают, что в окрестностях деревень Шепелевичи, Зазерье и Эсьмоны в XI столетии происходили междоусобные битвы враждовавших друцких, минских, полоцких, смоленских и киевских князей. Церковь призывала древних русичей к миру и согласию. По преданию, в глухих лесах возле озера Хотомье возник монашеский скит. Пустынножители собирались на молитву в деревянный храм возле озера, называвшегося ими Святым. Позже скит пришел в запустение, но храм остался. Впоследствии он неоднократно перестраивался и был разрушен только во второй половине ХХ века. Но паломничества верующих к озеру не прекращались. Сейчас местность объявлена памятником природы и охраняется государством.

Могилевский р-н, д. Лыково. Святой источник между деревнями Вильчицы и Лыково известен с древности. При ней жителями была возведена часовня и установлен деревянный крест. Празднование в Лыково совершается в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Могилевский р-н, д. Полыковичи. На берегу Днепра, в 7 км от Могилева, из-под горы бьет источник, вода в котором издавна считается целебной. В начале XIX в. бывшим владельцем имения Корсаком над ним построена часовенка и бассейн для родниковой воды. Неподалеку находился приходской храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ежегодно в 10, 11 и 12-ю пятницы после Пасхи в Полыковичи стекалось множество народа из близких и дальних поселений. Паломники собирались накануне, в четверг вечером, ночевали в липовой роще и на лугу, вели благочестивые беседы. Назавтра, после литургии в местном храме, многотысячные (до 10 тыс. человек) крестные ходы направлялись к источнику для участия в молебнах и водоосвящении. По окончании богослужения народ не расходился, перехожие старцы распевали духовные песни и псалмы. В начале 1930-х годов храм был закрыт, а в его здании разместили дом инвалидов. К 1970-м годам здания пришли в упадок, остались только руины колокольни.

С 1982 г. начались работы по возрождению Полыковичского комплекса. В 1993 г. он объявлен памятником природы республиканского значения. Восстановлена Параскевинская часовенка, очищен и благоустроен источник. За его целебной водой, как и раньше, приходят люди. Рядом возрождается приходской храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Мстиславский р-н, д. Пустынки.В 1380 году мстиславским князем Лугвеном (Симеоном), сыном великого князя Ольгерда, здесь основан монастырь. По преданию, после тяжелой болезни князь Лугвен ослеп. Он усердно молился Господу об исцелении. Однажды он увидел во сне старца, который повелел ему идти в селение Пустынки и умыться водой из родника. Князь Лугвен так и сделал, после чего прозрел. Тогда же на ветвях липы он увидел образ Божией Матери, получившей название Пустынской.

Славгородский р-н, д. Клины. Синий колодец. В дохристианские времена источник был святилищем племени радимичей. Согласно преданию, во времена святого князя Владимира здесь произошло крещение наших далеких предков. С тех пор на праздник святых мучеников Маккавеев (14 августа н.ст. — историческая дата Крещения Руси) в Клинах собираются десятки тысяч паломников из Беларуси, Украины и России. Даже в 1950-е годы, когда паломничества и крестные ходы были запрещены властями, на праздновании в Клинах присутствовало до 4 тысяч человек, в их числе, молодежь и дети школьного возраста. Возле источника издавна была церковь, возобновленная в наше время. В восстановленной часовне совершается Божественная Литургия, а затем — водосвятие и крестный ход.

Источник Синий колодец находится в 300 м на юго-восток от деревни, на высоком месте посреди поля. Здесь на поверхность выходит мощная подземная река с изумительной по вкусу целебной водой, образующей озеро. По данным ученых, Синий колодец — эталон чистоты подземных вод. Вода, на поверхности напоминающая кипящую воду, содержит много ионов серебра и считается целебной. Синий колодец — памятник природы республиканского значения.

Славгородский р-н, деревня Усохи. Лесной источник издавна почитается местными жителями за целебность воды. Празднование на источнике проходит ежегодно на праздник Вознесения Господня (40-й день после Пасхи). После Великой Отечественной войны более 50 лет за крыницей с любовью ухаживала местная жительница Евфросиния Андреева. Господь призвал ее душу накануне праздника Вознесения. Крыница является местом ежегодных встреч земляков — уроженцев Усох и соседних деревень.

Чаусский р-н, д. Петуховка Антоновского сельсовета* («Байкова крыница»). Памятник природы местного значения. Семь родников бьют из-под горы на берегу реки Проня. Местность почитается с глубокой древности. Когда-то там собирались для молитвы на праздник Воздвижения Креста Господня. С постройкой в селе Петуховка Свято-Духовой церкви в XIX веке празднование было перенесено на день Пятидесятницы (Святой Троицы) и сохраняется до нашего времени.

Чериковский район, родник «Брязгун». В лесу между деревнями Удога и Норки — находится целебный родник с «поющей», «звенящей» водой (отсюда название, от диалектного слова «брязгать» — бряцать, звенеть). По преданию, на этом месте наши предки учились благодарить Господа за все Его милости к нам. Празднование на источнике бывает в день памяти Двенадцати апостолов (13июля н.ст.). Крестный ход на крыницу из приходской Успенской церкви села Лобановка упоминается в «Календаре для духовенства Могилевской епархии» 1899 года.

Чериковский р-н, д. Езеры. В живописном месте между деревнями Езеры, Рогалино и Припечино находится старинная крыница, собирающая богомольцев на праздник Святой Троицы и в Духов день.

Шкловский р-н, д. Старые Стайки. Источник в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба (крыница «Святочница»). Празднование на источнике происходит 6 августа нового стиля, в престольный день находящейся вблизи Борисо-Глебской часовни. Местность издавна привлекает к себе паломников. В начале XI века по Днепру вблизи Святочницы перевозились мощи убиенного на Смядыни под Смоленском благоверного князя Глеба. Местные народные предания до сих пор хранят отголоски истории гибели первых русских святых князей и страстотерпцев.

*В Чаусском районе две деревни Петуховки, вторая находится в Осиновском сельсовете.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.