Таинства Православной Церкви

Под Таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В Таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество — и душу, и плоть — приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссоздавая в жизнь вечную. В Таинствах мы получаем опыт Неба и предвкушаем Царство Божие, к которому всецело приобщиться, войти в него и жить в нем можно лишь после смерти.

Греческое слово mysterion (таинство, тайна) — от глагола, означающего “покрывать, скрывать”. В это слово святые отцы Церкви вкладывали широкий смысл: “Таинством” называли Воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д.

Священнодействия, называемые Таинствами, есть как бы вершины в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий. Слова благословения, сопровождаемые священными внешними действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа.

В каждом Таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, “вещество” Таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона — духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование.

Собственно “тайной” и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Но в Таинстве преображается и воскресает вместе с душой и телесная оболочка человека: Таинство — не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого Духа. Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается в Бога и душой, и телом, потому что тело тоже предназначено к спасению и обожению. В этом смысл погружения в воду (в Крещении), помазания миром (в Миропомазании), вкушения хлеба и вина (в Евхаристии). В будущем веке “вещество” Таинства уже не нужно, и человек причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого Христа непосредственно. На пасхальном богослужении и на Литургии священник молится: “подавай нам истее (полнее, совершеннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего”. Тем самым мы исповедуем, что в небесном отечестве мы чаем еще более полного, еще более тесного единения со Христом. Но пока мы в странствии, на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству через воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им.

Совершителем любого Таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: “Время сотворити Господеви” (Пс. 118, 126); по-русски: “Время Господу действовать”, то есть настало время, когда действовать будет Сам Бог, а священник и диакон — лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а молится, призывая Бога Отца: “сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего”. В чине Крещения священник произносит: “Крещается раб Божий…”, подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает Таинство. По словам свт. Амвросия Медиоланского, “крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность Таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага — это Твой дар, Господи”.

Наиболее верный путь раскрытия духовного смысла каждого Таинства — это глубокое изучение его чина, или чинопоследования, последовательности священнодействий и молитв, которыми сопровождается совершение Таинства.

Чинопоследование Таинств представляет собой законченное религиозно-историческое произведение, плод многовекового соборного творчества боговдохновенных сынов Церкви. Поэтому только в своей полной, неискаженной форме, совершаемое священнослужителями с подобающей истовостью, оно оказывает на души верующих возвышенное духовное воздействие. Святые отцы Церкви, просвещенные благодатью Святого Духа, составляя эти чинопоследования, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние, видимые знаки, чтобы возвыситься к созерцанию предметов невидимых, стяжать веру и благоговение. Также нужны ему и действия, могущие достойным образом выразить благодарение Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Обрядовая композиция всего православного богослужения пронизана символизмом, который, по свидетельству св. Дионисия Ареопагита, призван “озарить всю природу человеческую светом Божественных истин, сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью”, ибо “надлежало бесстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию Боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности, то есть посредством предустановленных, преобразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время соответствовали бы истинам непри­кровенного богословия”.

Число Таинств Церкви

В творениях отцов Церкви I-го тысячелетия учение о седмеричном числе Таинств не встречается. Словоmust»rion употребляется в широком контексте, означая не столько какие-либо конкретные священнодействия, сколько благодатные дарования Святого Духа вообще. Например, во II веке св. Ириней Лионский никак не выделяет семи священнодействий, получивших в позднейшие времена наименования “Таинств” в узком смысле, из всех прочих “действований Святого Духа” в Церкви. В исключительное положение св. Ириней ставит Крещение и Евхаристию, но вопреки позднейшим протестантским интерпретациям, он не ограничивает реальное божественное присутствие в Церкви только этими двумя священнодействиями, но, напротив, говорит о бесчисленности различных благодатных даров, действующих в ней. “Невозможно перечислить дарования, — пишет св. Ириней, — которые Церковь (рассеянная) по всему миру, получила от Бога во имя Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате…”.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.