Таинство Крещения

Понятие о Таинстве и его значение

Таинство КрещенияТаинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати — с него начинается христианская жизнь. Крещение — грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27: “все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись”). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании Таинства: “Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога” (Рим. 6, 3-11). Умерши на Кресте, Господь Спаситель вознес наши грехи на Крест и стал очищением наших грехов. Кто крестится, тот соединяется со Христом и в Его смерти, и в Его Воскресении.

Это не значит, что в Крещении человек автоматически освобожден от всех соблазнов. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами. Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет. Но в борьбе с соблазнами христианин не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое обычно совершается сразу после Крещения.

Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново “крещение покаяния для оставления грехов” (Мк. 1, 4), совершенное им в водах Иордана. Вода — один из древнейших религиозных символов. В Библии вода символизирует жизнь (Ис. 35, 6-7; 58, 11), благодать Божью (Ин. 4, 10-14), духовную и нравственную чистоту человека (Ис. 1, 16). У древних евреев в обычае были частые омовения, которые, однако, так же, как и жертвенная кровь, не могли смыть первородного греха и освободить человека от власти диавола. Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения, по смыслу же было приготовительным к встрече Христа: “приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мк. 1, 3). Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом — основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревлесимволом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.

По словам свт. Кирилла Иерусалимского, “вода по освящении становится для крещаемого… гробом и матерью”. Гробом — потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью — потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило — благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещенного — осво­божденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест — крестное последование Христу и знак веры в Его победу. В случае крайней нужды Крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), произнося крещальные слова, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к “царственному священству”, то есть к Церкви.

Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью.
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.