Таинство Крещения

Оглашение

В древней Церкви Крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих креститься, как это практикуется сегодня, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху. Крещению предшествовали долгие месяцы (иногда и годы) оглашения, когда готовящиеся к Таинству приходили в храм и слушали беседы епископа или священников, раскрывавших им смысл христианской жизни. Оглашенные, то есть готовящиеся к Крещению, составляли особый класс в древней Церкви — им разрешалось присутствовать на Богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были уходить (с тех времен и сохранился литургический возглас: “Елицы огла¬шеннии, изыдите”), так как в Таинстве Евхаристии могли участвовать только верные, причащающиеся Тела и Крови Христа. Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице. В Великую Пятницу, как правило, совершалось отречение от сатаны и исповедание веры (“договор с Христом”, по выражению свт. Иоанна Златоуста), а в Великую Субботу после вечерней Литургии происходило само Крещение. До сих пор пасхальное Богослужение Православной Церкви несет на себе следы первоначальной зависимости от чинопоследования Крещения: ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в церковь, где их встречало ликующее “Христос воскресе!”
Каково же значение этого приготовления в наше время? Вопрос важный, поскольку может показаться, что совершение Таинства Крещения над младенцами, преобладающее в настоящее время, делает некоторые приготовительные обряды ненужным анахронизмом. Однако существенное значение, которое они имели для ранней Церкви и имеют до сих пор, а также сохранение “взрослого” обряда Крещения показывают, что в глазах Церкви это приготовление является неотъемлемой частью Таинства.
Церковь сама есть приготовление, ибо она приготовляет нас к жизни вечной. В своем учении, проповедях, обрядах и молитвах она неизменно открывает нам, что высшая ценность, придающая нашей жизни цель и смысл, находится в конце пути, должна только явиться и составляет средоточие всех наших надежд и упований. Всякое церковное Богослужение есть главным образом приготовление: оно всегда указывает на нечто, что находится за пределами настоящего, и помогает нам включиться в это приготовление и таким образом преобразовать нашу жизнь, конечная цель которой — Царство Божие.
Крещение не является исключением и также требует приготовления, даже если принимающий его человек имеет всего несколько дней от роду и не способен понять, что с ним происходит. Таинство совершается над ним по вере его восприемников. Православная Церковь, в отличие от протестантско-рационалистических конфессий, никогда не ставила “понимание” условием для совершения Таинства Крещения. Более того, опираясь на святоотеческую традицию, она считает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие. Поэтому об ряд приготовления — это соборный акт Церкви, который делает возможным последующее возрождение в Таинстве. Ибо вся Церковь изменяется, обогащается и наполняется, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Христова.
Хотя продолжительное оглашение в наше время не практикуется, его необходимость, в особенности, когда речь идет о крещении взрослых, очевидна: прежде чем крестить, необходимо научить. На практике священник перед началом Таинства проводит краткую беседу, изъясняя основные истины веры. В чине Крещения сохранились молитвы оглашения и изгнания диавола (экзорцизм), после которых происходит торжественное отречение крещаемого (или восприемника) от диавола и исповедание веры во Христа. Затем следует освящение воды, помазание елеем и само троекратное погружение с произнесением слов “Крещается раб Божий (раба Божия) … во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь”.
 

Имя крещаемого

“Святая Церковь, зная, что не многие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословление, учредила прекрасный обычай заимствовать от святых имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословление. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому”, — поучает богомудрый свт. Филарет, митр. Московский.
Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится Небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя день его памяти по времени был удален от дня рождения младенца. Крещение новорожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти святого. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно опре¬делить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого, или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет Небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела, а на церковном языке — днем тезоименитства. Такое же правило применяется в том случае, если человек крещен (к примеру, в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось Крещение.
Обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного человека, наличия у него божественного дара “личности”. Из ощущения святости имен развилась традиция нарекать имя какого-нибудь святого, то есть имя уже “реализованное” как святое каким-либо христианином. Это делается не только из стремления обрести Небесного покровителя; это плод живого опыта Церкви как “сообщества святых”, уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека.

Восприемники при Таинстве Крещения

С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к Апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник, или крестный родитель, в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника или крестницы в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви. В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства.
Согласно церковному правилу необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для женского пола. Однако на протяжении последних столетий получил широкое распространение сохраняющийся и до сего дня обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться, прежде всего, уверенностью в том, что будущий крестный действительно является православным христианином, живущим по заповедям Христовым в общении с Православной Церковью.
Восприемниками не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведующие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства.
При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестников на протяжении всего чинопоследования Таинства Крещения. Являясь поручителями за своего крестника, они приносят за него обеты Богу.
Первый обет, произносимый восприемником, — это отречение от дьявола и всех дел его, обещание не грешить, не следовать внушениям врага рода человеческого, не противиться воле Божией, но во всем исполнять ее.
Второй обет — обещание веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему. Чтобы засвидетельствовать это, крестный читает Символ веры, который каждому православному следует знать наизусть.
Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: совместно молиться, посещать Богослужения, участвовать в Святых Таинствах Церкви, в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать утвердиться в благочестии, в делах добра и любви.
Не нужно пугаться тем, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности, если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время имеется множество изданий, в доступной форме излагающих основы Православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться за советом к священнику.
Крестные должны молиться об утверждении в вере своего крестника или крестницы, могут давать крестникам добрые советы, дарить им иконы и духовные книги, благословлять их на брак, подкрепляя авторитет родителей. Крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они воздадут Богу ответ о воспринятых от купели Крещения.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.