Таинство Миропомазания

Понятие о Таинстве и его связь с Крещением

Таинство МиропомазанияТаинство Миропомазания в Православной Церкви совершается сразу за Крещением. Как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, Таинством нового рождения, следует Миропомазание — Таинство новой жизни. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает  святая Церковь в Таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя.

В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется “помазанием” (1 Ин. 2, 20, 2 Кор. 1, 21). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: “И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего” (1 Цар. 10, 1). Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание: “Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны… корицы… тростника благовонного… касии и масла оливкового… и сделай из сего миро для священного помазания… И помажь… Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне… тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте … подобного ему; оно — святыня” (Исх. 30, 23-32).

В Новом же Завете нет деления на “посвященных” и “прочих”: в Царстве Христа все являются “царями и священниками” (Апок. 1:6), “родом избранным”, “людьми, взятыми в удел” (1 Пет. 2, 9), а потому помазание совершается над каждым христианином.

Божественное установление Таинства

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостоль­ским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещенный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук Апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, “ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса” (Деян. 8:16). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.

Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Однако число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить Таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Таинствасвятое миро. Его стали приготавливать по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Иерусалимского Храма, поставления царей и пророков на служение.

Видимая сторона и невидимые действия Миропомазания

Святое миро — благовонный состав из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. Его приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них миро получали священники, которые стали использовать его при совершении Таинства Миропомазания. Святое миро освящается исключительно епископами за Литургией в четверг на Страстной неделе. В Русской Православной Церкви святое миро заготовляется в Москве, откуда оно рассылается по всем православным храмам Московского Патриархата.

Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Это имеет несколько смыслов. Во-первых, Миропомазание знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-треть­их, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Это значит — помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святой. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святой вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

В ранней Церкви слово "печать" имело много значений. Но основное открывается в помазании святым миром: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожения ("теозиса").

После помазания частей тела новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", что значит: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". Это призыв везде и всюду нести благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

Через Миропомазание человек получает “печать дара Духа Святого”. Речь идет не о различных “дарах” Святого Духа, а о Самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. Об этом Даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: “…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины” (Ин. 14:16–17); и “Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам” (Ин. 16:7). В этой фразе не случайно слово “дар" (греч. — dwreЈ) употребляется в единственном числе. Некоторые толкователи, определяя это Таинство, говорят о "дарах" (cЈpismata), которые сообщаются новокрещенному в этом Таинстве, во множественном числе.

Однако, исследуя употребление этих слов в письменном церковном Предании, можно сделать вывод, что слова "дар" и "дары" относятся к двум разным таинственным явлениям. Слово "харисмата" в таких сочетаниях, как "дары Святого Духа", "духовные дары", часто встречаются в Новом Завете и у отцов Церкви. Апостол Павел говорит о разнообразии даров, подаваемых Духом Святым: "Дары различны, но Дух один и тот же" (1 Кор. 12, 4). Если бы целью Миропомазания было сообщение каких-либо конкретных, частных даров, необходимых для сохранения человека в христианской жизни (помимо благодати, поданной в Крещении), то в формуле было бы употреблено множественное число — "дары". Но в Таинстве Миропомазания человеку подаются не частные дары Духа Святого, но Сам Дух Святой, как дар.

Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьи­ми, потому что Святой Дух есть “дар усыновления” (“сыноположения дарование”, как читается на Литургии свт. Василия Великого).

Миропомазание — это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя. Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения с Отцом. "Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16, 14-15), — говорит Христос. Во Христе мы принадлежим Отцу, принимаемся Им как сыновья. Во Христе, истинном храме, ибо "Он говорил о храме тела Своего" (Ин. 2:21), мы становимся храмом Духа Святого ("Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16), — говорит апостол Павел). Христос — Царь, Священник и Пророк, и мы во Христе становимся царями, священниками и пророками; и, по словам свт. Иоанна Златоуста, "в изобилии обладаем не одним, а всеми этими тремя достоинствами".

Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле прп. Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина — “стяжание Святого Духа”. Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны,” — говорит Апостол Павел (Гал. 5, 22-25). Все Таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.