Таинство Евхаристии. Причащение

Подготовка к Причащению

Подчеркивая, что никто не может быть достоин Причащения, святые отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к Таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к Причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь, готовность к Причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: “…Если ты принесешь дар твой к жерт­веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5, 23-24). Препятствиями для Причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на Исповеди. Важным моментом в подготовке к принятию Святых Тайн является чтение слова Божьего, Священного Писания.

В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. По словам святителя Геннадия, патриарха Константинопольского, “тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом”. Причащение натощак является древней традицией, восходящей к той эпохе, когда Литургия перестала быть продолжением агапы (вечери любви) и превратилась в торжественное Богослужение, совершаемое в утренние часы.

Что же касается особых аскетических правил подготовки к Причащению в период “говения”, как, например, пост в течение нескольких дней, то они возникли в те времена, когда Причащение стало редким и нерегулярным. В современной практике Русской Церкви Причащению должна предшествовать Исповедь. В Церквах греческого Востока пост за несколько дней до Причастия вообще не практикуется, и к Причащению приступают без Исповеди. Русская практика ориентирована, очевидно, на редкое Причащение.

Пост перед Причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяют менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника. Если человек желает причастить­ся в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Или если он хочет причащаться в День Святого Духа, должен ли он поститься в праздник Пятидесятницы? Существующее правило непременного поста перед Причащением иногда приводит к тому, что на Литургиях в Пасхальную седмицу вообще никто не причащается, и священник, выходя с чашей и произнося: “Со страхом Божиим и верою приступите”, тотчас уходит обратно в алтарь, так как никто не приступает, чаще всего по указанию самого же священника.

Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству, осознал свою греховность и приступил с чувством глубокого покаяния. В молитве перед Причащением священник и вместе с ним народ, повторяя слова святого Апостола Павла, называют каждый себя “первым из грешников”: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз”. Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.

Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не мешает христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным Благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. Не случайно в седмичные дни Великого поста полная Литургия вообще не совершается: скорбному настроению этих дней ликующий характер евхаристических молитв не соответствует. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным невзирая на недостоинство. В Евхаристии не только хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, но и сам причащающийся прелагается из ветхого человека в нового, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом.

К сказанному необходимо сделать краткие дополнения и отдельные примечания о церковных правилах преподания верующим Святых Тайн.

Никто, ни священнослужитель, ни мирянин, и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Не служащему (не служившему Литургии) священнику не следует преподавать Святые Тайны причастникам в храме, разве только по крайней нужде и по надлежащему приготовлению к этому. Диаконы не могут причащать верующих, даже в случае болезненного состояния священника или его усталости.

"Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественныя Тайны; дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати" (58-е правило VI Вселенского Собора).

До шестилетнего возраста включительно младенцы причащаются без приготовления, положенного для мирян, и, притом, в самом раннем возрасте не под обоими видами — Тела и Крови, а только под одним видом — Крови, потому младенцев и не приобщают на Преждеосвященной Литургии, когда в Чаше находится вино, не пресуществленное в Кровь Христову.

В случае недостатка Святых Даров для всех причастников священнику под страхом смертного греха категорически воспрещается прибавлять в Чашу неосвященное вино, воду, в том числе богоявленскую. Также решительно запрещается причащать частицами, вынутыми из просфор в память святых или о здравии живых и о упокоении умерших, а также пасхальным артосом. В случае, если не будет хватать для причащения частиц Тела Хри­стова, "Известие учительное" разрешает использовать запасные Святые Дары. Если же недостаточно Крови Христовой, причащение говеющих откладывается до следующей Божественной Литургии.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.