Наставления о чтении Священного Писания

Уважение древних христиан
к Священному Писанию

Уважение древних христиан к св. Библии так было велико, так глубоко запечатлено в душах, что они не только не старались приобретать не христианские сочинения, читать и исследовать их, но не хотели даже знать, существуют ли на свете какие-либо книги кроме Библии.

Правда, они знали и уважали творения св. Отцов, но это потому, что они содержали объяснение Библии. Если в Библии, думали они, показано все, что нужно знать, как жить человеку, чтобы по благодати Господа Иисуса Христа достигнуть вечного блаженства, то все прочие книги вовсе не нужны.

Если есть в них истинное и полезное, то это слабые мерцающие лучи, а весь животворный свет сосредоточен в св. Библии. Но поскольку сочинения не христианские содержат, по большей части, противное истинам библейским, вредное для христианского благочестия, то чтение и изучение их вовсе должно быть отвергнуто, как преступное и пагубное.
Убеждение в бесполезности языческих сочинений, не только было общее всем мирянам, но и пастырям церкви, несмотря на то, что последним часто нужно было знать сочинения язычников и еретиков для того, чтобы победить и покорить Христу своих противников, посредством их же оружия – посредством их же сочинений, когда они, унижая веру христианскую и выхваляя свою, ссылались на эти сочинения.

Чтение Священного Писания составляло всеобщий повсеместный и неизменный обычай древних христиан. Пастыри церкви по своей священной обязанности обучались Закону Божию и размышлению о нем день и ночь. Плодом этого занятия было то, что их творения, песни, беседы и др. сочинения представляют благоуханные цветы, семя и корень которых Слово Божие. Они не только были проникнуты духом Св. Писания, но сами их слова и выражения взяты из св. Библии.

Как богомудро говорили и писали св. Отцы, так благоговейно читали и слушали их сочинения духовные дети. Некоторые из творений св. Отцов читались наряду со Словом Божиим при богослужениях.

Христиане всякого рода, звания и возраста, так прилежно читали Св. Писание, что многие из них знали его наизусть, всегда и везде носили с собой: одни все, другие некоторые книги или избранные места из них; умирая, не хотели расстаться с Евангелием и хоронились с ними. Девы и рабы, занимаясь домашними работами, рассуждали о нем. Ни жестокость мучений, ни оковы, ни темницы, ни смерть не могли столько устрашать христиан, сколько устрашала их опасность лишиться Слова Божия. Принужденные бросить все имущество и скрываться, они ни о чем так не заботились, как о св. книгах: все бросали, а их уносили с собой. Св. Ап. Павел завещал ученику своему Тимофею так: “занимайся чтением (Св. Писания), наставлением, учением. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден: так поступая и себя спасешь и слушающих тебя” (Тим. 4 – 13, 15 – 17).

Это завещание Апостола многие века служило для всех христиан неизменным правилом относительно занятия Священным Писанием и предпочтением его пред другими книгами.

Слово св. Иоанна Златоуста
о том, как надо слушать
чтения священных книг
и с каким прилежанием их читать

Св. Иоанн Златоуст говорит: садясь за чтение Священной Книги, прежде помолись Богу, чтобы Он отверз тебе очи сердца не только читать написанное, но и исполнять.
Когда же хочешь читать прилежно и усердно, то не старайся только перевертывать листы книги, а вникай в читаемое. Если у тебя есть время, не ленись прочитать одни и те же слова несколько раз, чтобы лучше понять их смысл. Когда сам хочешь сесть читать св. книгу или послушать чтение другого, то так помолись Богу: “Господи, Иисусе Христе, открой мне очи сердечные услышать слово Твое, и понять его, и творить волю Твою, яко пришлец есть на земли. Не скрой от меня заповедей Твоих, но открой мне очи мысленные, да уразумею от закона Твоего. На Тебя уповаю, Боже мой, просвети мой ум и смысл светом Твоего разума не только читать написанное, но и исполнять в наше обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души и в наследствие жизни вечной”.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.