Наставления о чтении Священного Писания

О важности чтения псалмов св. царя Давида

О важности святых псалмов нет нужды распространяться; довольно сказать, что в христианской Церкви нет ни одного богослужения, при котором бы не употреблялись псалмы. Сам Господь наш после Тайной Вечери выражал славу и благодарение Богу пением псалмов. Во всех случаях своей жизни, в дни скорби и печали, в дни радости и веселья псалмами христианин может выражать свои мысли и чувствования к Богу. Но при упоминании о Псалтири не можем не заметить следующего: известно, что Псалтирь была учебною книгою у нас в древности; по ней учились грамоте наши деды и отцы, и как хорошо было это! Слово Божие с младенчества напаивало их сердца и предохраняло их от многих бед в жизни; отцы наши с детства знали писания, которые умудряли их во спасение верою в Иисуса Христа (2 Тим. 3,15). Кто не жалуется в наше время на то, что юноши наши увлекаются дурными людьми на путь порока? Кто не оплакивает этого поистине печального явления? Какой отец, какая мать не дрожали и не дрожат за судьбу своих детей? Но на чем мы все воспитывали своих детей? На песнях, баснях, на повестях легкого содержания. И вот стало легко склонить наших детей со стези правды и закона на путь беззакония и неправды. Этим мы мало-помалу угашаем в детях Духа Святого, стираем помазание от Святого, которое по Апостолу (1 Иоан. 2, 20-27) учит само всему доброму, так что истинный христианин не требует, чтобы кто учил его. На какой почве стоит дерево, такой и плод приносит. Не было бы того, если бы мы смолоду насадили и вкоренили в сердцах детей Слово Божие и если бы они полюбили божественные псалмы и научились петь их.

Там, в первых строках, они бы прочли: “блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей” (Пс. 1, 1). Какой отец не пожелает, чтобы дети его были целомудренны? Пусть же он читает с ними Слово Божие, пусть поет псалмы.

Какой воспитатель не желает предостеречь своих питомцев от сластолюбия? Пусть же он по воскресным и праздничным дням не читает со своими воспитанниками повести, а читает св. Псалтирь; там он найдет врачество: “еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, – гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил” (77, 30-31).
Захочет ли он отучить своих воспитанников от лукавства и лжи? Пусть утвердит в сердцах их следующие слова псалмопевца: “Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь”. (5, 5-7).

Какие бы соблазны не прельщали юношу, в Псалтири он найдет средства победить их. Псалтирь утвердит его во всякой премудрости, во всякой добродетели. Она будет светильником ногам его. Она разгонит мрак окружающего его неверия и нечестия. Она научит его возлагать надежду на Бога, в Боге искать успокоения; она научит его чаще обращаться с молитвою к Богу, научит его молиться, и молитва его будет приятна Богу, как кадило благовонное.

Читая или воспевая псалмы, христианин будет исполняться духом благодати, дышащей в них, и благодать, полученная им в таинствах св. крещения и миропомазания, будет действовать в нем.

Священное Пение в домах

Где много нечистот, туда сбегаются свиньи; равно где цветы и благоухания, туда и пчелы слетаются. Подобным образом, где поются срамные песни, туда стекаются и демоны; напротив, где возглашаются духовные песнопения, туда нисходит благодать Святого Духа, которая освещает и уста, и души поющих. Это я говорю не с тем, чтобы только вас самих расположить к псалмопению, но чтобы вы и детей, и всех домашних своих учили петь духовные песни, не только во время домашних занятий, но в особенности при трапезе.
Враг-обольститель много наговаривает людям во время пиршеств, причем, употребляет оружием против них же собственное упоение их и пресыщение, неумеренный смех и рассеянность духа. Посему особенно нужно перед трапезою и после нее ограждать себя от его наветов Псалмами и, вставши из-за стола, вместе с женами и детьми возглашать Господу священные песни.

Ап. Павел даже и тогда, когда тело его покрыто было нестерпимыми язвами, ноги забиты в колодки, сам он заключен был в темницу, – в глубокую полночь, когда все люди покоятся сном сладким, вместе с Силою песнословил Бога, и – ни место, ни обстоятельства времени, ни утомление, ни сильное склонение ко сну, ни болезненное положение, – ничто не могло принудить его прервать песнопение.

Уныние ли нападет на вас, похоть ли возгорится, гнев ли или другая какая безумная страсть возобладает вами: тотчас пойте – да и во всяком случае пойте божественные песни.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.