Ветхий Завет

Пятикнижие Моисея

Первые пять книг Библии записаны пророком Моисеем во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли одну книгу, известную у евреев под именем «ТОРА», что значит «Закон». Но впоследствии каждая книга получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность же этих книг стали называть Пятикнижием.

Книга Бытия

Написана книга Бытия с целью дать представление о происхождении мира и о начале человеческой истории после того, как предания об этом стали забываться, чтобы сохранить в чистоте первоначальные предсказания о Божественном Избавителе рода человеческого, Мессии.

Описание сотворения мира преследует не научную, а религиозную цель, а именно: показать, что Бог есть первопричина всего сущего; мир и все, что его наполняет, возникло по воле Творца; человек носит в себе дыхание Божие – бессмертную душу, по образу и подобию Божию; человек создан для высшей цели – совершенствоваться в добродетели; диавол есть виновник падения человека и источник зла в мире; Бог постоянно заботится о человеке и направляет его жизнь к благу.

Все повествования книги Бытия можно разделить на три части. Первая повествует о происхождении мира и грехопадении человека (гл. 1-3). Вторая излагает первобытную историю человечества до и после «всемирного» потопа, а также жизнь Ноя (4-11). В третьей содержится история патриархальных времен, жизнь Авраама и его ближайших потомков, до Иосифа включительно (12-50). О гибели городов Содома и Гоморры, наказанных прежде всего за грех мужеложества, рассказывается в 19 гл.

Книга Исход

Вторая книга Моисея повествует, главным образом, об исходе израильтян из Египта при пророке Моисее. Книга Исход написана в Аравийской пустыне (Синайский полуостров) по мере получения Моисеем Божественных откровений.

Книга Исход имеет две части – историческую и законодательную. В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (гл. 1). Рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения египетского народа (2-4). Повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (5-11), рассказывается об исходе евреев из Египта, об их странствии по пустыне до Синайской горы (12-18).

В законодательной части дается свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) с Богом (19-25). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве скинии и священства (25-31).

Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены Апостолами на соборе в Иерусалиме.


Книги Левит и Числа

Третья книга Моисея называется «Левит», так как она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме. В книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения, состоявший из различных жертвоприношений; описывается учреждение самого священнического чина; даны законы и правила служения в храме.
Четвертая книга Моисея названа «Числа», так как она начинается исчислением еврейского народа. Кроме исторического повествования о странствовании евреев по пустыне, книга Числа содержит много законов – частично новых, частично уже известных из книг Исход и Левит, но повторенных ввиду необходимости. Эти законы и обряды утратили свое значение в новозаветное время. Как объясняет ап. Павел в послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа.

Второзаконие

Пятая книга Моисея называется «Второзаконие», так как вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Поскольку к концу жизни Моисея почти никого не осталось в живых из людей, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать закон Божий в отдельной книге. В этой книге Моисей обещаниями благ и угрозами наказаний хотел как можно глубже запечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость идти по пути служения Богу.

Книга Второзакония содержит краткое повторение истории странствования евреев от горы Синай до реки Иордан (гл. 1-3). Далее содержит призыв к соблюдению закона Божия, подкрепляемый напоминаниями о наказании отступников (4-11). Затем идут подробные повторения законов, к соблюдению которых Моисей звал Израильский народ (12-26). В конце описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в Израильском народе (27-30), дается завещание Моисея и описывается его кончина (31-34).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.