Краткий обзор исторических книг Библии

Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в обетованную землю при Иисусе Навине (1451 г. до Р.Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р.Х.). Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие обетованную землю, еще не были объединены в одно государство. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет и закончившийся падением Иудейского царства и вавилонским пленом (586 лет до Р.Х.). Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р.Х.

Книга Иисуса Навина

Моисеевы книги заканчивают повествование концом сорокалетнего странствования евреев по пустыне Синайского полуострова. В пустыне еврейский народ духовно обновился и окреп в вере в Бога. Пришло время евреям наследовать землю, обещанную Богом их праведным предкам – Аврааму, Исааку и Иакову. Книга Иисуса Навина повествует о том, как евреи под водительством с Иисуса Навина, ученика пророка Моисея, завоевали обетованную землю. До этого времени обетованную землю населяли хананеи, потомки Хама, почему и земля называлась землей Ханаанской.
В книге Иисуса Навина ярко выявляется постоянная помощь Божия еврейскому народу в овладении обетованной землей.

После завоевания обетованная земля была поделена между двенадцатью еврейскими «коленами» или племенами. Колено Иуды населило южную часть Святой Земли. Только колено Левия не получило своего земельного удела, так как потомки Левия должны были исполнять священнические обязанности для жителей всей страны.

После смерти Иисуса Навина в жизни еврейского народа начинается период так называемых «судей». Этим именем назывались временные вожди-правители, которых Бог выдвигал из среды евреев, чтобы спасти еврейский народ от соседей-притеснителей. Четырехсотлетний период, когда евреи жили племенами, не имея постоянных правителей, описан в книге Судей.

Книга Судей
Эта книга заключает в себе историю избранного народа от смерти Иисуса Навина до судии Самсона (1425-1150 до Р.Х.). Поселившись в земле хананеев, евреи начали с ними сближаться, вступать в родство и перенимать от них идолопоклонство и гнусные языческие обычаи. За эти языческие грехи Бог наказывал евреев. Он попускал соседним иноплеменникам – аммонитянам, филистимлянам, моавитянам и другим – порабощать и угнетать евреев. Истомленные гнетом врагов, израильтяне каялись и обращались к Богу. Тогда Он, умилосердившись, посылал евреям Своих избранников в лице «судей». Судьи организовывали войско и с помощью Божией прогоняли притеснителей. Через некоторое время израильтяне опять забывали Бога, начинали грешить и опять попадали под иноземное иго. Тогда они вновь каялись, и снова Бог посылал им избавителя-судью. Так шесть раз Израиль попадал под иго иноплеменников и шесть раз Бог избавлял его через судей.

В книге Судей ярко выявляется тот факт, что за отступлением от Закона Божия следует порабощение, а за покаянием – избавление. При этом помощь Божия приходит чудесным образом: здесь количество воинов, оружия и другие военные преимущества не имеют значения для исхода событий. К примеру, судья Гедеон с 300 воинами наголову разбил большое мадианитянское войско и сверг их тяжелое иго (гл. 6-7).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.