Краткий обзор исторических книг Библии

3-я книга Царств
 
Эта книга описывает царствование Соломона, которого Бог за веру и скромность наделил великой мудростью. Соломон построил в Иерусалиме храм, который красотой и богатством превосходил все современные ему дворцы и языческие храмы. При Соломоне Израиль достиг вершины своего благосостояния и славы (гл. 1-11). Свою славу мудрого правителя Соломон омрачил многоженством и допущением языческих капищ около Иерусалима.

После смерти Соломона, при его сыне Ровоаме (гл. 12), Израильское царство разделилось на два: Иудейское, с царями из рода Давида и столицей в Иерусалиме, и Израильское, имевшее царей различных династий, со столичным городом Самарией (980 лет до Р.Х.).

Израильские цари, боясь, что их подданные, посещая Иерусалимский храм, пожелают вернуться под власть иудейского царя, стали строить в разных частях Израиля языческие капища и склонять народ к поклонению идолам. Это способствовало отступлению израильского народа от Бога. В это время Бог послал Израилю несколько замечательных пророков, которые задержали процесс духовного разложения. Среди этих Божиих посланников особенно выделяются двое – пророк Илия и его ученик Елисей.

Пророк Илия (900 лет до Р.Х.) был одним из самых пламенных поборников истинной веры и благочестия (гл. 17-21). Он был призван Богом к пророческому служению при нечестивом Израильском царе Ахаве, поклонявшемся Ваалу. Для вразумления Ахава и израильского народа Илия поразил землю трехлетней засухой. По прошествии трех лет Илия собрал на гору Кармил царя, языческих жрецов и израильский народ. Здесь по молитве Илии огонь в виде молнии пал с неба и сжег на глазах у всех жертву, принесенную Илией, и все вокруг нее. Видя такое потрясающее чудо, народ уверовал в Бога и тут же со слезами покаялся в идолопоклонстве. Жрецы Ваала были схвачены и истреблены. После этого пошел долгожданный дождь, и голод прекратился.

4-я книга Царств
В начале этой книги описывается взятие живым на небо в огненной колеснице пророка Илии, за его святую жизнь и пламенную любовь к Богу.

Св. пророк Елисей был учеником пророка Илии и во время вознесения Илии на небо получил его плащ и пророческий дар. Елисей трудился более 65 лет, при шести царях израильских. Он глубоко почитался израильским народом, отличался силою духа, твердою верой и прозорливостью (гл. 2-10).

Несмотря на усилия пророков Илии, Елисея и других, идолопоклонство и языческие обычаи подорвали духовную основу израильского народа. За грех отступления Бог допустил уничтожение Израильского царства. В 772 г. до Р.Х. Израильское царство пало в войне с ассирийцами (гл. 17). После этого многие израильтяне были переселены в Ассирию, а некоторые из жителей Ассирии были переселены в Израиль. От израильтян, смешавшихся с ассирийцами, образовались самаряне.

Дальнейшее повествование 4-й книги Царств сосредоточивается на Иудейском царстве. Под влиянием соседей-язычников иудеи постепенно стали забывать истинного Бога, а языческим богам стали воздвигать жертвенники, иногда рядом с храмом. Смело выступил благочестивый царь Езекия, уничтожая капища идолов, вырубая языческие дубравы. Этими мерами он восстановил истинную веру среди иудеев. При Езекии жил пророк Исаия, которого называют ветхозаветным евангелистом.    
  
Преемники царя Езекии поощряли идолопоклонство. При них пророки преследовались и умерщвлялись. Так, например, при сыне Езекии, царе Манассии, был перепилен деревянной пилой престарелый пророк Исаия. Много пострадал и пророк Иеремия.

Иудейское царство, как некогда Израильское, наполнилось беззакониями. После нескольких поражений со стороны вавилонского царя Навуходоносора Иудейское царство пало. Великолепный храм и город Иерусалим были разрушены до основания. Многие жители были убиты или уведены в плен в Вавилон. Вавилонский плен длился 70 лет и закончился после покорения Вавилонской империи персидским царем Киром (536 г. до Р.Х.).

Из повествований книг Царств отчетливо вытекает непреложный духовный закон: вера в Бога и благочестие, продлевают благоденствие страны, а нечестие ведет к неминуемой гибели. Военная сила, умелая дипломатия и другие внешние преимущества имеют только второстепенное значение для благосостояния страны. Действие этого закона можно проследить в истории многих народов!

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.