Краткий обзор исторических книг Библии

Книга Ездры
 
В еврейской Библии помещается только одна книга Ездры. В греческой Библии и в славянской есть еще две «неканонические» книги Ездры, всего три.

Главное содержание книги Ездры – возвращение иудеев из плена вавилонского. Первое возвращение иудеев последовало после указа Кира в 536 г. под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса. Тогда началось возобновление храма. Второе возвращение иудеев было под предводительством Ездры в 457 г. до Р.Х. Ездра, внук первосвященника Сараии, убитого Навуходоносором, был приближен ко двору персидского царя и получил разрешение возвратиться с желающими иудеями из Вавилона в Иерусалим и там заняться восстановлением города и религиозным просвещением иудеев.

После 14 лет управления народом Ездра всю власть передал Неемии, сам сосредоточил свою деятельность на обучении народа Закону Божию и на собирании в один кодекс книг Св. Писания. Под руководством последних пророков Аггея, Захарии и Малахии Ездра совершил пересмотр и исправление Св. Писания, собрав все книги в один состав и, таким образом, закончил составление канона ветхозаветных книг. Книги, написанные после Ездры, в список Священных книг не попали и потому называются «неканоническими», хотя пользуются большим уважением и во многих переводах Библии помещаются. Большинство этих книг после Ездры были написаны на общеупотребительном тогда греческом языке.

Книга Неемии

Неемия происходил из колена Иудина и, вероятно, из рода царского. Он занимал высокий сан виночерпия при дворе персидских царей. В 20-й год царствования царя персидского Артаксеркса в 446 г. до Р.Х. Неемия узнал от пришедших из Палестины соотечественников о плачевном состоянии Иерусалима. Он упросил царя, и тот послал Неемию на родину в качестве правителя с обширными полномочиями. Здесь он построил город и воздвиг вокруг него стены, несмотря на сопротивление самарян. Построив город, заселив его и освятив стены, Неесия вместе с Ездрою занялись просвещением народа: прочитан был Закон Моисеев, отпразднован праздник «Кущей», богачи отпустили долги беднякам, был обновлен завет народа с Богом. В течение 30-ти лет, до самой своей кончины, Неемия трудился на пользу восстановления Иерусалима и укрепления веры в народе.

Как деятельность Неемии была продолжением деятельности Ездры, так и книга первого является продолжением деятельности второго. Цель той и другой книги – продолжить историю народа Божия и показать пути Промысла Божия, которыми был спасен и подготовлен народ в ожидании обетованного Мессии.

Будучи историческим памятником милостей Божиих к избранному народу, книга Неемии имеет высоко поучительное значение. Самоотверженная любовь Неемии к своему отечеству и народу, ради которых он, подобно Моисею, пренебрег роскошной жизнью при царском дворе, его бескорыстная и неустанная деятельность для благополучия и славы родины представляют высокий образец для подражания.
Книга Есфирь
Свое название книга получила от главного действующего в ней лица, по имени Есфирь, что значит «Звезда». Благодаря своей красоте еврейская сирота Гадасса стала женой персидского царя, получив имя Есфирь. Есфирь была воспитана своим дядей Мардохеем, который работал привратником при царском дворе. За несколько лет до этого Мардохей спас жизнь царя, которого заговорщики хотели убить. Заслуга Мардохея была отмечена в персидских документах.

Спустя некоторое время после того, как Есфирь стала царицей, всесильный министр царя, гордый Аман, ненавидя иудеев, решил их истребить в пределах Персидской империи. С этой целью он, как бы от имени царя, написал соответствующий указ и стал искать удобного случая, чтобы дать его царю для подписи. Промыслом Божиим Мардохей узнал о плане Амана. Аман же, уверенный в успехе своего заговора и ненавидя Мардохея, поспешил приготовить для него виселицу. Но события не пошли по плану Амана. Есфирь на пиру смело раскрыла его заговор и то, что он собирался повесить ее дядю, которому царь был обязан своей жизнью. Узнав о своеволии Амана, разгневанный царь уничтожил приготовленный им указ и приказал повесить Амана на той виселице, которую тот приготовил для Мардохея. В память о спасении евреев от Амана был установлен праздник «Пурим» (по-еврейски – «жребий»).

Книга Иудифь
Книга Иудифь названа по имени главного лица, действующего в повествовании книги. Иудифь была прекрасная и благочестивая вдова некоего Манассии из колена Симеонова в городе Ветилуи. Она своим геройским поступком спасла свой город и всю страну от ассирийского войска, пришедшего разорить их под предводительством Олоферна (659 лет до Р.Х.).
Олоферн, захватив всю приморскую область, остановился с огромным полчищем на границах Иудеи. Жители города, терпя голод и жажду, готовы были сдаться. Но Иудифь, твердо веруя в помощь Божию, явилась в неприятельский стан. Расположив в свою пользу Олоферна, Иудифь после пира ночью отрубила ему голову. Взяв голову полководца в качестве трофея, Иудифь принесла ее своим согражданам. Воодушевленные этим, евреи обратили в бегство ассирийское войско. Иудифь, окруженная почетом, прожила долгую благочестивую жизнь, дожив до 105 лет.

Маккавейские книги
Книги Маккавейские названы по имени героев, деяния которых в них описаны. Эти книги повествуют о событиях 330-130 годов до Р.Х. На смену Персидской империи пришла греческая, основанная Александром Македонским, после смерти которого империя распалась на четыре царства. Два из этих царств – Египетское и Сирийское – имели важное значение в истории иудеев. В 203 году до Р.Х. власть над Иудеей перешла в руки Сирийских царей, которые старались насадить среди иудеев язычество. Особенно жестоким преследователем евреев, верующих в истинного Бога, был царь Антиох 4-й Епифан (175-164 до Р.Х.).

1-я книга Маккавейская, упомянув о завоеваниях Александра Македонского и о разделении его царства, переходит к истории гонений Антиоха Епифана на иудеев и изображает ужасы этого гонения. В защиту веры вступил священник Маттафия и его пять сыновей, прозванные Маккавеями – «молотами» за их успешную борьбу с поборниками язычества. Особенно прославились Иуда, Ионафан и Симеон Маккавеи.

2-я книга Маккавейская дополняет предыдущую книгу, приводя новые подробности о борьбе палестинских евреев против притеснений веры со стороны сирийских царей. Во время гонений Антиоха Епифана пострадали 90-летний священник Елеазар, потом – семеро братьев, и многие другие, которые после лютых мучений были умерщвлены в 166 г. до Р.Х. Эти страдальцы за веру позже были названы «Маккавейские мученики» и вспоминаются церковью 14 августа.

3-я книга Маккавейская повествует о более ранних гонениях на иудеев в Египте от Птолемея 4-го Филопатора, начавшихся в 216 г. до Р.Х. Поводом к гонению было озлобление царя Птолемея за то, что он по молитве первосвященника Симона не был допущен Богом во Святая Святых Иерусалимского храма. Далее книга описывает, как царь Птолемей задумал истребить иудеев: заманить их на ипподром и затоптать слонами. По молитве первосвященника Бог послал двух ангелов, которые устрашили слонов, и иудеи были спасены.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.