Учительные книги

В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть «учительными». По сравнению с книгами Моисея, которые содержат прямые и обязательные заповеди Божии, учительные книги написаны с целью расположить и ободрить человека к благочестивому образу жизни. Они учат человека строить свою жизнь так, чтобы она была благословенной Богом, приносила благоденствие и душевный мир. В эту группу входят книги Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова.
 
 У евреев учительные книги с некоторыми историческими (Руфь, Есфирь, Ездра, Неемия, 1и 2 Паралипоменон) и пророческими книгами (Плач Иеремии, кн. Даниила) известны под именем «Кетубим» (по-гречески – «Агиографы», т.е. – «Священные Писания»).
Книга Иова
Эта книга получила свое название от главного действующего лица – Иова. Иов жил в патриархальные времена, задолго до пророка Моисея, недалеко от Святой Земли. Он был весьма богатым, многодетным и счастливым человеком. Но богатство не сделало его гордым или эгоистом. Напротив, все, знавшие Иова, его любили за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Многие приходили к нему за советом и почитали за честь побывать у него в гостях.
 
Диавол завидовал добродетельной жизни Иова и захотел ему отомстить. Господь, чтобы обнаружить перед всеми великое терпение и добродетели Иова, не воспрепятствовал диаволу причинить ему горе. И диавол, в течение очень короткого времени засыпал Иова несчастьями. Иов лишился всего, что имел – семьи, огромного богатства и даже здоровья. Заболев жестокой проказой, он больше не смел жить в обществе здоровых людей, а вынужден был поселиться далеко за пределами своего города. Здесь его стали посещать друзья. Иов изливал перед ними свое горе, стараясь найти объяснение постигшим его несчастьям. Однако Иов был далек от того, чтобы роптать на Бога.
 
Страдания Иова продолжались, вероятно, около года. Бог, показав всем великую веру Иова, решил посрамить диавола и вернул Иову то, что диавол у него отнял. Чудесным образом Иов выздоровел от неизлечимой проказы, быстро снова разбогател и обзавелся новой семьей. После этого Иов жил много лет, пользуясь еще большим почетом и любовью. Умер он в возрасте ста сорока лет, увидев потомков четвертого поколения.
 
Предполагают, что первоначальным писателем книги Иова был сам Иов. Это первоначальное повествование потом было переработано в художественную поэму боговдохновенным писателем из евреев. Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана книга Иова на чистом еврейском языке.
 
Цель книги Иова – показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения их в добре, для посрамления наветов диавола и прославления правды Божией.
 
Псалтырь
Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтырь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Свое название Псалтырь получила от греческого слова «псало», что значит бряцать на струнах, играть.
 
Псалтырь, слагаясь в течение 8-ми столетий – от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры-Неемии (400 лет до Р.Х), содержит 150 псалмов. Царь Давид положил начало этой книге, составив более 80-ти псалмов. Кроме Давидовых, в Псалтырь вошли псалмы: Моисея – один (89 -й), Соломона – три (71-й, 126-й и 131-й), Асафа прозорливца и его потомков-асафитов – двенадцать, Емана – один (87-й), Ефана – один (88-й), сынов Кореевых – одиннадцать. Остальные псалмы принадлежат неизвестным писателям.
 
Часто в начале псалмов встречаются надписи, которые указывают на их содержание: например, «молитва» (просительный псалом), «хвала» (хвалебный псалом), «учение» (назидательный псалом). Или на способ писания: «столпописание», т.е. эпиграмический. Другие надписи указывают на способ исполнения, например: «псалом» – т.е. с аккомпанементом на музыкальном инструменте-псалтыри; «песнь» – т.е. исполнение голосом, вокальное; «на струнных орудиях»; «на осьмиструнном»; «о точилех» или в русской Библии «на гефском орудии» – т.е. на цитре; «об изменяемых» – т.е. с переменой инструментов. Над некоторыми псалмами написаны слова песни, по образцу которой данный псалом должен исполняться, нечто вроде «подобных» на вечерних и утренних богослужениях.
 
Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Господь Иисус Христос молился словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, воспевши, пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви с первых веков христианства Псалтырь часто употреблялась для молитвы. В 4-м веке для удобства чтения Псалтыри на богослужениях она была разделена на 20 частей – «кафизм».
 
В наше время Псалтырь в полном смысле слова христианизирована. Это значит, что Церковь вкладывает во все выражения христианский смысл, а ветхозаветный элемент, имеющийся в псалмах, отходит на задний план. Слова в псалмах «восстани», «воскресни, Господи» возводят нашу мысль к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю – в смысле духовных врагов, а имя Израиля – в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов – как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона – как спасение во Христе.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.