Пророческие книги

Все книги Священного Писания в той или иной степени содержат в себе пророчества. Однако, некоторые книги в Библии преимущественно говорят о событиях будущего и поэтому именуются пророческими. В ветхозаветной части Библии мы находим шестнадцать пророческих книг, в новозаветной одну – Апокалипсис. К ветхозаветным пророческим книгам относятся следующие: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Авторы первых четырех книг – Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил именуются «великими» пророками. Их книги объемом больше книг двеенадцати пророков, именуемых «малыми». К книге пророка Иеремии присоединяются двеследующие: «Плач Иеремии» и книга Варуха. Пророки иногда сами записывали свои беседы, иногда записи вели их ученники.
 
Многие предсказания, находящиеся в пророческих книгах, уже исполнились, например: относительно судеб древних народов, пришествия Мессии и новозаветных времен. Пророчествам относительно последних времен мира – воцарения антихриста, второго пришествия Христова, всеобщего воскресения умерших и страшного суда – предстоит еще осуществиться. Пророчества, как и чудеса, свидетельствуют о Божием избранничестве пророков и о боговдохновенности их книг.
 
Книга пророка Иоиля
В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившим нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее за 800 лет до Р.Х. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, – засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми.
 
Главный порок, против которого вооружается пророк Иоиль – механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие и призывает евреев к искреннему покаянию.
 
Нередко в одном пророческом видении Иоиля объединяются события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане. Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящемся к концу мира. Но до великого суда над миром должно произойти сошествие Св. Духа и духовное обновление народа Божия. Об этом пророчестве Иоиля напомнил Иудеям апостол Петр в день сошествия Святого Духа на праздник Пятидесятницы.
Пророк Иоиль говорит на следующие темы: нашествие саранчи (1, 2-20), о приближении дня Господня (2, 1-11), призыв к покаянию (2, 12-17), о Божьем милосердии (2, 18-27), о духовном возрождении (2, 28-32); предсказание суда над всеми народами (3, 1-17) и последующего благословения Божия (3, 18-21).
 
Книга пророка Ионы
Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине 8-го века до Р.Х. в Ниневии, столице Ассирии.
Книга пророка Ионы не содержит обычных проповедей, но повествует о посольстве Ионы в языческую Ниневию. По началу Иона не хотел идти к чужеземцам с проповедью, куда послал его Господь, и отправился на корабле в город Фарсис (в Испании). Господь, чтобы вразумить пророка, воздвиг на море сильнейшую бурю, от которой корабль Ионы стал тонуть. Испуганные моряки узнали, что причиной такой невиданной бури является непослушание Ионы, и выбросили его за борт корабля, желая этим остановить гнев Божий. Действительно, буря утихла, Иона же был проглочен огромной рыбой. Пробыв в рыбе около трех дней, Иона глубоко покаялся в своем непослушании и стал молить Бога помиловать его. Тогда Господь повелел рыбе выбросить Иону на сушу, и пророк оказался на берегу около Бейрута. Вразумленный такими происшествиями, пророк пошел в Ниневию с проповедью обличения и скорого наказания городу. Ниневитяне поверили пророку и, наложив на себя строжайший пост, глубоко раскаялись. Господь смилостивился над Ниневией и отвратил Свое наказание. Так спаслось от гибели более четверти миллиона жителей.

Книга пророка Амоса
Амос родился в Фекои, находившейся между Мертвым морем и Вифлеемом. Будучи пастушеского происхождения, пророк скорбел о притеснениях бедного населения, об удержании платы работникам, о несправедливости и взяточничестве судий, о распущенности правителей, о небрежности священников. В восстановлении правосудия пророк видит первое условие для отвращения наказания Божия. За свои обличения пророк подвергался гонению.
 
В то время языческие государства и города имели своих богов-покровителей. Подобным образом и некоторые евреи смотрели на Бога Иегову, как на свое местное божество. Пророк Амос внушал евреям, что власть Божия простирается не только на избранные народы, но и на всю вселенную, и что языческие божества – ничто. Не только евреи, но и все народы ответственны перед Богом за свои поступки и будут наказаны за свои беззакония. Таким образом, проповедь Амоса простиралась далеко за пределы Израиля и была направлена к эдомлянам, аммонитянам и моавитянам.
 
Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического.
 
Содержание книги пророка Амоса следующее: обличение грехов Израиля и соседних народов (1-2 гл.), обличение сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (3-5 гл.), предсказание о суде Божием (5, 18-26). Последние главы (6-9) содержат пять видений суда Божия. В заключение книга пророка Амоса предсказывает о духовном возрождении людей.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.