Пророческие книги

Книга пророка Осии
Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности.
 
Пророк Осия резко обличал пороки современников. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк вынужден был с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог!» (Ос. 2, 18-23).
 
Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием.
 
Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1-2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4-7), суд Божий над Израилем (8-10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11-14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14).
 
Книга пророка Исаии
В первой половине 8-го века до Р.Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 г. до Р.Х. К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван особым откровением Божиим, когда он увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного ангелами (Ис. 6). Закончилась пророческая деятельность Исаии мученической смертью, когда он, по преданию, был перепилен деревянной пилой (Евр. 11, 37).
 
Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказания о страданиях Спасителя (Ис. 53) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся: о рождении Эммануила от Девы (?, 14), о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (35, 5-6), о Его кротости и смирении (42, 1-4) и о других делах Его.
 
Пророк Исаия говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только святой остаток (Ис. 6, 13). В Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы.
 
Последние 27 глав книги пророка Исаии (40-66) содержат много утешительных предсказаний, относящихся к новозаветным временам и обновлению мира после всеобщего суда.
Перечень тем книги пророка Исаии с указанием глав следующий: обличение грехов Иуды (1), Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия (2-3), о том, что остаток народа спасется и о Мессии (4), песнь о Винограднике (5), видение Господа Саваофа (6), конфликт с Сирией и о рождении Эммануила (7), о чудном Младенце (8-9), речь об Ассирии (10), о Мессии и о Его Царстве (11), хвалебная песнь Богу (12), пророчества о языческих царствах, о Вавилоне и антихристе (13-14), о Моаве (15), о Самарии и Дамаске (17), речь об Эфиопии и Египте (18-20), предсказание падения Вавилона (21), предсказание о нашествии на Иудею (22), о Тире (23), суд над вселенной и обновление мира (24-25), воскресение мертвых (26), продолжение песни о Винограднике (27), речи о Самарии и Иерусалиме (28-29), о Египте (30-31), о новозаветных временах (32), пророчество об Ассирии (33), суд над народами и о Благодати Божией (34-35), историческая часть (36-39), предсказание о конце Вавилонского плена и об Иоанне Крестителе (40, 48), предсказание о царе Кире (41 и 45), Отрок Господень (42), утешение пленным в Вавилоне (43-44), о падении Вавилона (46-47), о Мессии (49-50), восстановление Сиона (51-52), страждущий Мессия (53), о призвании язычников в Царство Мессии (54-55), о новозаветных временах (56-57), обличение лицемеров (58- 59), слава Нового Иерусалима (60), о Мессии и новозаветных временах (61-63), молитва пророка за свой народ (62), призвание язычников к вере (65), торжество Церкви и окончательный суд над отступниками (66).
 
Книга пророка Исаии настолько содержательна и поэтична, что каждому христианину следовало бы иметь ее своей настольной книгой.
 
Книга пророка Михея
Пророк Михей происходил из колена Иудина и родился в Морасфе – небольшом селении на юг от Иерусалима. Пророчествовал он в течение пятидесяти лет о судьбах Самарии и Иерусалима во времена царя Езекии и в первой половине царствования нечестивого Манассии, будучи младшим современником Исаии. Обрывистость бесед в книге пророка Михея свидетельствует о том, что только некоторая часть его пророчеств сохранилась, остальная же часть, вероятно, погибла во время гонений на пророков со стороны Манассии.
Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в Царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израилю через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает в защиту бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых.
 
Содержание книги пророка Михея: разрушение Иерусалима и Самарии (1-2), грехи жителей Иудеи (3), о Царстве Мессии (4), о рождении Христа в Вифлееме (5), суд над народами (6), о милости к верным (7).
Книга пророка Софонии
Продолжительное правление нечестивого царя Манассии (696-641 до Р.Х.) привело к тому, что почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно ,что святой Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания посланников Божиих. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639 –603 годы до Р.Х.). Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако реформа мало что могла сделать: религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями.
 
Пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример – иудейских князей, судей и священников.
 
Конечно, целью этих строгих порицаний было отвратить от евреев надвигающиеся на них бедствия. Предсказывает Софония и о наказании Богом соседних народов. Цель наказаний – не уничтожить эти народы, но вразумить их и привести к истинной вере. Заканчивает Софония свою книгу описанием мессианских времен и духовного возрождения мира: «Тогда Я дам народам чистые уста, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (3, 9).
 
Содержание книги пророка Софонии следующее: суд Божий над Иерусалимом (1, 2 – 2, 3), суд над соседними народами (2, 4-15), опять о суде над Иерусалимом (3, 1-8), о Мессии и о спасении мира (3, 9-20).
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.