Пророческие книги

Книга пророка Наума
По преданию, род пророка Наума происходил из селения, которое позже было названо в его честь. Оно упоминается в Евангелии как Капер-Наум (т.е. поселок Наума). После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году до Р.Х. предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение в начале 7-го столетия до Р.Х.
 
В своей книге, состоящей из трех глав, пророк Наум преимущественно говорит о наказании Ниневии, столицы Ассирийского царства. В прошлом Ниневия служила в руках Божиих орудием наказания и вразумления еврейского народа, почему Исаия называл Ассирию «жезлом гнева Божия и бичом в руке Его».
 
Лет за двести до этого, при пророке Ионе, Ниневия была помилована Богом ради покаяния ее жителей. После этого Ассирия начала быстро расти и усиливаться. Опьяненные своими победами, ассирийцы стали чрезвычайно надменными и жестокими с покоренными народами. В своей книге пророк Наум совершенно точно описывает нравственное состояние современной ему Ниневии, как города крови и вероломства. В предстоящем наказании Ниневии пророк видит праведное воздаяние этому городу за пролитую невинную кровь. Причем, как предсказал пророк Наум, Ниневия после своего разрушения как бы совершенно исчезла с лица земли. Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия.
Книга пророка Аввакума
Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был потомком пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком.
 
Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта сначала открывается в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников.
 
Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, например: «На страже моей стану» – в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.
 
Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Ав. 2, 14). Содержание его книги следующее: недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (1, 1-4), ответ Господа (1, 5-11), дальнейшие недоумения пророка (1, 12-17) и ответ Господа (2, 1-5), предсказание горя халдеям за их хищничество (2, 6-20), гимн Богу (3).
 
Книга пророка Иеремии
Пророк Иеремия (на еврейском – «Возвышенный Богом») происходил из священнической семьи и родился на Анафофе, в четырех километрах от Иерусалима. Господь открыл Иеремии, что Он еще до его рождения решил сделать его пророком. Поставляя Иеремию на пророческое служение, Господь простер руку Свою и коснулся уст его. С этого момента Иеремия сорок лет непрестанно проповедует, уча людей вере и благочестию. При благочестивом царе Иосии Иеремия учил беспрепятственно. Со временем правдивое слово Иеремии стало вызывать в слушателях все большее раздражение, и, начиная с царствования Иоакима, пророк подвергается непрекращающимся гонениям – даже со стороны членов своей семьи. Это были годы крайнего духовного ожесточения и ослепления еврейского народа. Поэтому пророческое служение Иеремии оказалось одним из самых трудных и горьких.
 
Надо сказать, что духовная испорченность современников Иеремии, как и иудеев семидесятых годов нашей эры, когда Иерусалим был вторично разрушен, во многих отношениях характеризуют нравственную испорченность людей последних времен перед вторым пришествием Христовым. В книге пророка Иеремии мы находим частые упоминания о его столкновениях с лжепророками, которые, в противовес Иеремии, успокаивали людей, говоря, что никакого бедствия не случится, и все будет благополучно. Этим они усыпляли народную совесть и фактически ускоряли процесс духовного разложения.
 
Наконец, при царе Седекии в 586 году до Р.Х. случилось то, о чем предсказывал Иеремия и другие пророки: полчища армии Навуходоносора окружили Иерусалим, взяли его и разрушили храм и город. Уцелевшие жители были уведены в плен, который, согласно пророчеству Иеремии, должен был длиться 70 лет (Иер. 25, 11). При взятии Иерусалима Иеремия был связан и отправлен в плен, но по дороге, согласно повелению Навуходоносора, был освобожден. В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжал свое пророческое служение еще несколько лет. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии.
 
Главная мысль книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый завет.
 
Суммируя, книга пророка Иеремии говорит о призвании Иеремии (1), содержит пророчества времен Иосии (2-6), пророчества времен Иоакима (7-20), обличения царей и лжепророков (21-25, 14), пророчества о соседних народах (25, 15-38; гл. 46-51), о разорении и восстановлении (26-33), Иеремия и последние дни Иерусалима (24-45), историческое приложение (52).
 
«Плач Иеремии» и книга пророка Варуха
Следующая за книгой пророка Иеремии книга «Плач Иеремии» была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых ярко изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев.
 
Вторая книга, примыкающая к книгам пророка Иеремии, книга пророка Варуха, написана Варухом, сыном Нирия. Пророк Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников. После разрушения Иерусалима Варух с Иеремией переселился в Египет, где оставался до смерти своего учителя. Потом Варух переселился в Вавилон, где, по преданию, умер в 12-й год после разрушения Иерусалима.
 
Поводом к написанию книги Варуха послужило желание иудеев, живших в Вавилоне, ободрить своих соотечественников, оставшихся в разоренной Иудее, пожертвованиями и сопроводительным письмом. Само письмо составил от лица пленников Варух. В письме пророк Варух объясняет иудеям, что постигшие их бедствия означают не то, что они окончательно отвергнуты, а только временное наказание за грехи. Поэтому народ должен сокрушаться не о плене, а о своих грехах. В свое время Господь освободит народ из плена, и для Иерусалима наступят славные времена, когда воплотится Ипостасная Божия Премудрость. Книга пророка Варуха показывает, как благотворно подействовали на иудеев постигшие их бедствия: очень многие поняли свою долю вины, каялись и стали более смиренными и послушными Богу.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.