Пророческие книги

 
Книга пророка Авдия
Книга пророка Авдия представляет собой самое малое произведение ветхозаветной письменности, имея всего 21 стих. Содержание ее составляет видение об Едоме – стране, находившейся на юго-восток от Иудеи, жители которой, идумеи, были кровно близки иудеям. О пророке Авдии не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. Книга пророка Авдия написана вскоре после разрушения Иерусалима, когда идумеи вместо того, чтобы помочь или хотя бы посочувствовать своим братьям по крови, злорадствовали и одобряли разграбление города. Горечь иудеев по поводу такого поведения идумеев выражена в следующих словах 136-го псалма: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Своим пророческим взором Авдий видит наказание идумеев за их жестокость. Предсказывает пророк и возвращение иудеев из плена.
Книга пророка Иезекииля
Пророк Иезекииль был сыном священника Вузия и родился в Иудее. Вместе с царем Иехонией он в числе 10 тысяч иудеев был отведен пленником в Вавилон в 597 г. до Р.Х. К пророческому служению Иезекииль был призван в 30-летнем возрасте «видением славы Господней». Описание в этом видении четырех животных с ликами человека, льва, тельца и орла было позже использовано в качестве символов четырех евангелистов.
 
Иезекииль проповедовал не только пленным иудеям, но и «мятежному дому Израилеву» – переселенцам Израильского царства, отведенным сюда после разрушения их царства ассирийцами в 722 г. до Р.Х.
 
По преданию, Иезекииль был «судьей» пленников, то есть их духовным вождем. Однажды он спас группу пленных от разбойников и во время неурожая своей молитвой умножил пищу. За обличение старейшин израилевых в идолопоклонстве пророк Иезекииль претерпел мученическую смерть.
 
Язык и изложение книги пророка Иезекииля отличаются обилием символических видений, действий, притч и аллегорий. Вообще образность и символизм речи пророка делают его книгу трудной для понимания, на что жаловались даже такие знатоки Библии и еврейского языка, как блаженный Иероним. В книге пророка Иезекииля встречаются даже свои особые названия: Бог – Адонаи-Саваоф, т.е. «Господь воинств небесных», Саддаи – «Всемогущий», народ – Израиль, что значит «борющийся с Богом».
 
Знаменательно видение Иезекииля, в котором Ангел Божий делал особое начертание на челах жителей Иерусалима, «скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершаемых в этом городе». Эти люди, отмеченные Ангелом, избежали участи остальных жителей Иерусалима, которые были умерщвлены во время взятия города неприятелем. Согласно видению, наказание нечестивых должно было начаться со служителей при святилище. Это видение Иезекииля говорит о том, что благодать Божия, как некая печать выделяет и ограждает людей, любящих бога, от общей участи нечестивых.
 
Согласно предсказанию Иезекииля верующие люди грядущего Царства Мессии будут не только внешне исполнять заповеди Божии, как это делали лучшие из ветхозаветных иудеев, но по своему духовному содержанию будут совсем другими людьми.
 
Суммируя, содержание книги пророка Иезекииля следующее: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (1-3), тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (4-24), обличительные речи против язычников: иудейских соседей (25), жителей Тира (26-28). Стихи 13-19 28-й главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь. Пророчества о египтянах (29-32), новые обязанности пророка после падения Иерусалима: утешать и подкреплять (33), Господь – Пастырь возрожденного Израиля (34), о наказании Идумеи (35), о возрождении Израиля (36), оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых (37), апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (38-39), о новом вечном Царстве Божием и о новом храме (40-48). Пророчества последних 14-ти глав Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом ап. Иоанна Богослова. Им предстоит еще исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики.
 
Книга пророка Даниила
Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. При первом завоевании Навуходоносором Иерусалима юный Даниил попал в плен вавилонский. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. В школе с ним учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. Боясь оскверниться языческой пищей, окропленной идоложертвенной кровью, юноши питались простой растительной пищей. Господь наградил благочестивых юношей успехами в науках, и вавилонский царь на испытаниях определил, что они мудрее его вавилонских волхвов.
 
Бог дал Даниилу способность понимать видения и сны. Даниил разъяснил Навуходоносору сон, в котором огромный истукан был разбит камнем, скатившимся с горы. Даниил объяснил, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а гора – Его вечное Царство. Сон этот оказался пророческим видением о Церкви. Действительно, христианская вера, возникшая в римской империи, наполнила весь мир и будет существовать до конца мира, а от бывших великих языческих держав и следа не осталось.
 
В третьей главе книги пророка Даниила рассказывается о подвиге трех его друзей, которые отказались поклониться золотому идолу, за что были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Благодарственная молитва «трех отроков» служит темой ирмосов 7-й и 8-й песни канонов Утрени.
 
При Дарии Мидийском Даниил был одним из трех главнейших вельмож мидийского царства. Из зависти мидийские вельможи оклеветали Даниила перед Дарием и хитростью добились, чтобы Даниила бросили львам. Но Бог сохранил Своего пророка невредимым.
 
В царствование Кира пророк Даниил показал Киру пророчество о нем Исаии. Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Его храм в Иерусалиме. При этом же царе Даниила был во второй раз чудесно спасен от львов за умерщвление дракона, которого обоготворяли язычники.
 
О последующей судьбе пророка Даниила мало что известно. Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах.
 
Книга пророка Даниила состоит из 14-ти глав. Первые шесть глав книги составляют историческую ее часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви.
 
Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о 70-ти седьминах» (70 х 7 = 490 лет) неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию».
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.