Пророческие книги

Книга пророка Аггея
Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария 1-го (522-486 гг. до Р.Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа в окончании постройки второго храма и послан был Богом пророк Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года.
 
Пророк Аггей такими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердца ваши на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм, и Я буду благоволить к нему. Вы ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1, 6-10).
Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на построение храма.
 
Книга пророка Захарии
Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (5, 1-4). Происходил Захария из священнического рода. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение в 520 г. до Р.Х., будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к окончанию постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 г. до Р.Х.
 
Книга пророка Захарии отличается, подобно книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких подробностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа в Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из сада Гефсиманского.
 
Содержание книги пророка Захарии следующее: призыв к покаянию (1, 1-6), видение ангела среди мирт (1, 7-17), видение четырех всадников (1, 18-21), видение ангела с землемерной веревкой (2), видение первосвященника Иисуса и Мессии (3), видение золотого светильника (4), видение летающего свитка и ефы (5), видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (6), пророческие речи Захарии о новозаветных временах (7-8), мессианские предсказания (9-11), о благодатных дарах, подаваемых верующим (12), пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (13-14).
 
Книга пророка Малахии
Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Пророчествовал он за 475 лет до пришествия Христова.
 
Из книги пророка Малахии видно, что в его время храм уже был восстановлен, и в нем совершались богослужения, но не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности и предсказывает, что в новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом.
 
Далее пророк обличает иудеев за женитьбу на иноплеменницах, за неисправное внесение десятин, за принесение в жертву животных с пороками, за внешнюю бездушную обрядность, за ропот на Бога, будто Он медлит с исполнением Своих обещаний относительно пришествия Мессии.
 
У Малахии есть предсказание о пророке и предтече Иоанне Крестителе, который должен придти для приготовления людей к принятию Христа.
 
Содержание книги пророка Малахии следующее: отсутствие благоговения в народе (1, 6-14) и у священников (2, 1-9), жестокость и отступление от Бога (2, 10-16), пренебрежение Божьими обещаниями и заповедями (2, 17 – 3, 6), неуплата десятин (3, 7-12), о суде Божием (№, 13 – 4, 3), последний призыв к покаянию (4, 4-6).
 
Значение пророческих книг
Бог открывал Своим избранникам события как ближайшего, так и далекого будущего. Их предсказания всегда точно сбывались, что служит подтверждением их избранности и Божественного вдохновения. При этом пророки непременно разъясняли нравственную причину событий: все доброе и худое происходит не случайно. Доброе посылается в награду за добродетель, страдания – в наказание за грех, но не в качестве мести, а чтобы вразумить и исправить согрешающих.
 
Только в моральном плане становится понятным, почему нередко предсказания пророков объединяют в себе элементы разных эпох. Например, объединяются древний Вавилон с царством зла последних времен; гонения Антиоха Епифана соединяются с гонениями антихриста; суд над народами ветхозаветного времени – с судом над вселенной; духовное обновление в новозаветной Церкви и полное обновление мира после всеобщего воскресения. Верующий человек, зная, какие элементы того или иного пророческого видения уже исполнились, может лучше уразуметь, чему еще надлежит исполниться.
 
Таким образом, знакомство с ветхозаветными пророческими книгами помогает христианину понять суть современных религиозно-нравственных процессов и видеть, куда они ведут. При этом пророческие книги следует читать с молитвенным настроением и смирением, помня, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самим собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 20-21).
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.