- СППС – сайт прихода Свято-Петро-Павловского собора г. Минска - http://sppsobor.by -

Пророческие книги

Все книги Священного Писания в той или иной степени содержат в себе пророчества. Однако, некоторые книги в Библии преимущественно говорят о событиях будущего и поэтому именуются пророческими. В ветхозаветной части Библии мы находим шестнадцать пророческих книг, в новозаветной одну – Апокалипсис. К ветхозаветным пророческим книгам относятся следующие: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Авторы первых четырех книг – Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил именуются «великими» пророками. Их книги объемом больше книг двеенадцати пророков, именуемых «малыми». К книге пророка Иеремии присоединяются двеследующие: «Плач Иеремии» и книга Варуха. Пророки иногда сами записывали свои беседы, иногда записи вели их ученники.
 
Многие предсказания, находящиеся в пророческих книгах, уже исполнились, например: относительно судеб древних народов, пришествия Мессии и новозаветных времен. Пророчествам относительно последних времен мира – воцарения антихриста, второго пришествия Христова, всеобщего воскресения умерших и страшного суда – предстоит еще осуществиться. Пророчества, как и чудеса, свидетельствуют о Божием избранничестве пророков и о боговдохновенности их книг.
 
Книга пророка Иоиля
В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившим нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее за 800 лет до Р.Х. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, – засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми.
 
Главный порок, против которого вооружается пророк Иоиль – механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие и призывает евреев к искреннему покаянию.
 
Нередко в одном пророческом видении Иоиля объединяются события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане. Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящемся к концу мира. Но до великого суда над миром должно произойти сошествие Св. Духа и духовное обновление народа Божия. Об этом пророчестве Иоиля напомнил Иудеям апостол Петр в день сошествия Святого Духа на праздник Пятидесятницы.
Пророк Иоиль говорит на следующие темы: нашествие саранчи (1, 2-20), о приближении дня Господня (2, 1-11), призыв к покаянию (2, 12-17), о Божьем милосердии (2, 18-27), о духовном возрождении (2, 28-32); предсказание суда над всеми народами (3, 1-17) и последующего благословения Божия (3, 18-21).
 
Книга пророка Ионы
Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине 8-го века до Р.Х. в Ниневии, столице Ассирии.
Книга пророка Ионы не содержит обычных проповедей, но повествует о посольстве Ионы в языческую Ниневию. По началу Иона не хотел идти к чужеземцам с проповедью, куда послал его Господь, и отправился на корабле в город Фарсис (в Испании). Господь, чтобы вразумить пророка, воздвиг на море сильнейшую бурю, от которой корабль Ионы стал тонуть. Испуганные моряки узнали, что причиной такой невиданной бури является непослушание Ионы, и выбросили его за борт корабля, желая этим остановить гнев Божий. Действительно, буря утихла, Иона же был проглочен огромной рыбой. Пробыв в рыбе около трех дней, Иона глубоко покаялся в своем непослушании и стал молить Бога помиловать его. Тогда Господь повелел рыбе выбросить Иону на сушу, и пророк оказался на берегу около Бейрута. Вразумленный такими происшествиями, пророк пошел в Ниневию с проповедью обличения и скорого наказания городу. Ниневитяне поверили пророку и, наложив на себя строжайший пост, глубоко раскаялись. Господь смилостивился над Ниневией и отвратил Свое наказание. Так спаслось от гибели более четверти миллиона жителей.

Книга пророка Амоса
Амос родился в Фекои, находившейся между Мертвым морем и Вифлеемом. Будучи пастушеского происхождения, пророк скорбел о притеснениях бедного населения, об удержании платы работникам, о несправедливости и взяточничестве судий, о распущенности правителей, о небрежности священников. В восстановлении правосудия пророк видит первое условие для отвращения наказания Божия. За свои обличения пророк подвергался гонению.
 
В то время языческие государства и города имели своих богов-покровителей. Подобным образом и некоторые евреи смотрели на Бога Иегову, как на свое местное божество. Пророк Амос внушал евреям, что власть Божия простирается не только на избранные народы, но и на всю вселенную, и что языческие божества – ничто. Не только евреи, но и все народы ответственны перед Богом за свои поступки и будут наказаны за свои беззакония. Таким образом, проповедь Амоса простиралась далеко за пределы Израиля и была направлена к эдомлянам, аммонитянам и моавитянам.
 
Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического.
 
Содержание книги пророка Амоса следующее: обличение грехов Израиля и соседних народов (1-2 гл.), обличение сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (3-5 гл.), предсказание о суде Божием (5, 18-26). Последние главы (6-9) содержат пять видений суда Божия. В заключение книга пророка Амоса предсказывает о духовном возрождении людей.
 
Книга пророка Осии
Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности.
 
Пророк Осия резко обличал пороки современников. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк вынужден был с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог!» (Ос. 2, 18-23).
 
Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием.
 
Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1-2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4-7), суд Божий над Израилем (8-10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11-14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14).
 
Книга пророка Исаии
В первой половине 8-го века до Р.Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 г. до Р.Х. К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван особым откровением Божиим, когда он увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного ангелами (Ис. 6). Закончилась пророческая деятельность Исаии мученической смертью, когда он, по преданию, был перепилен деревянной пилой (Евр. 11, 37).
 
Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказания о страданиях Спасителя (Ис. 53) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся: о рождении Эммануила от Девы (?, 14), о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (35, 5-6), о Его кротости и смирении (42, 1-4) и о других делах Его.
 
Пророк Исаия говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только святой остаток (Ис. 6, 13). В Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы.
 
Последние 27 глав книги пророка Исаии (40-66) содержат много утешительных предсказаний, относящихся к новозаветным временам и обновлению мира после всеобщего суда.
Перечень тем книги пророка Исаии с указанием глав следующий: обличение грехов Иуды (1), Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия (2-3), о том, что остаток народа спасется и о Мессии (4), песнь о Винограднике (5), видение Господа Саваофа (6), конфликт с Сирией и о рождении Эммануила (7), о чудном Младенце (8-9), речь об Ассирии (10), о Мессии и о Его Царстве (11), хвалебная песнь Богу (12), пророчества о языческих царствах, о Вавилоне и антихристе (13-14), о Моаве (15), о Самарии и Дамаске (17), речь об Эфиопии и Египте (18-20), предсказание падения Вавилона (21), предсказание о нашествии на Иудею (22), о Тире (23), суд над вселенной и обновление мира (24-25), воскресение мертвых (26), продолжение песни о Винограднике (27), речи о Самарии и Иерусалиме (28-29), о Египте (30-31), о новозаветных временах (32), пророчество об Ассирии (33), суд над народами и о Благодати Божией (34-35), историческая часть (36-39), предсказание о конце Вавилонского плена и об Иоанне Крестителе (40, 48), предсказание о царе Кире (41 и 45), Отрок Господень (42), утешение пленным в Вавилоне (43-44), о падении Вавилона (46-47), о Мессии (49-50), восстановление Сиона (51-52), страждущий Мессия (53), о призвании язычников в Царство Мессии (54-55), о новозаветных временах (56-57), обличение лицемеров (58- 59), слава Нового Иерусалима (60), о Мессии и новозаветных временах (61-63), молитва пророка за свой народ (62), призвание язычников к вере (65), торжество Церкви и окончательный суд над отступниками (66).
 
Книга пророка Исаии настолько содержательна и поэтична, что каждому христианину следовало бы иметь ее своей настольной книгой.
 
Книга пророка Михея
Пророк Михей происходил из колена Иудина и родился в Морасфе – небольшом селении на юг от Иерусалима. Пророчествовал он в течение пятидесяти лет о судьбах Самарии и Иерусалима во времена царя Езекии и в первой половине царствования нечестивого Манассии, будучи младшим современником Исаии. Обрывистость бесед в книге пророка Михея свидетельствует о том, что только некоторая часть его пророчеств сохранилась, остальная же часть, вероятно, погибла во время гонений на пророков со стороны Манассии.
Главная мысль книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в Царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израилю через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает в защиту бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых.
 
Содержание книги пророка Михея: разрушение Иерусалима и Самарии (1-2), грехи жителей Иудеи (3), о Царстве Мессии (4), о рождении Христа в Вифлееме (5), суд над народами (6), о милости к верным (7).
Книга пророка Софонии
Продолжительное правление нечестивого царя Манассии (696-641 до Р.Х.) привело к тому, что почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно ,что святой Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания посланников Божиих. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639 –603 годы до Р.Х.). Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако реформа мало что могла сделать: религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями.
 
Пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример – иудейских князей, судей и священников.
 
Конечно, целью этих строгих порицаний было отвратить от евреев надвигающиеся на них бедствия. Предсказывает Софония и о наказании Богом соседних народов. Цель наказаний – не уничтожить эти народы, но вразумить их и привести к истинной вере. Заканчивает Софония свою книгу описанием мессианских времен и духовного возрождения мира: «Тогда Я дам народам чистые уста, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (3, 9).
 
Содержание книги пророка Софонии следующее: суд Божий над Иерусалимом (1, 2 – 2, 3), суд над соседними народами (2, 4-15), опять о суде над Иерусалимом (3, 1-8), о Мессии и о спасении мира (3, 9-20).
 
Книга пророка Наума
По преданию, род пророка Наума происходил из селения, которое позже было названо в его честь. Оно упоминается в Евангелии как Капер-Наум (т.е. поселок Наума). После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году до Р.Х. предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение в начале 7-го столетия до Р.Х.
 
В своей книге, состоящей из трех глав, пророк Наум преимущественно говорит о наказании Ниневии, столицы Ассирийского царства. В прошлом Ниневия служила в руках Божиих орудием наказания и вразумления еврейского народа, почему Исаия называл Ассирию «жезлом гнева Божия и бичом в руке Его».
 
Лет за двести до этого, при пророке Ионе, Ниневия была помилована Богом ради покаяния ее жителей. После этого Ассирия начала быстро расти и усиливаться. Опьяненные своими победами, ассирийцы стали чрезвычайно надменными и жестокими с покоренными народами. В своей книге пророк Наум совершенно точно описывает нравственное состояние современной ему Ниневии, как города крови и вероломства. В предстоящем наказании Ниневии пророк видит праведное воздаяние этому городу за пролитую невинную кровь. Причем, как предсказал пророк Наум, Ниневия после своего разрушения как бы совершенно исчезла с лица земли. Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия.
Книга пророка Аввакума
Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был потомком пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком.
 
Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта сначала открывается в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников.
 
Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, например: «На страже моей стану» – в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.
 
Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Ав. 2, 14). Содержание его книги следующее: недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (1, 1-4), ответ Господа (1, 5-11), дальнейшие недоумения пророка (1, 12-17) и ответ Господа (2, 1-5), предсказание горя халдеям за их хищничество (2, 6-20), гимн Богу (3).
 
Книга пророка Иеремии
Пророк Иеремия (на еврейском – «Возвышенный Богом») происходил из священнической семьи и родился на Анафофе, в четырех километрах от Иерусалима. Господь открыл Иеремии, что Он еще до его рождения решил сделать его пророком. Поставляя Иеремию на пророческое служение, Господь простер руку Свою и коснулся уст его. С этого момента Иеремия сорок лет непрестанно проповедует, уча людей вере и благочестию. При благочестивом царе Иосии Иеремия учил беспрепятственно. Со временем правдивое слово Иеремии стало вызывать в слушателях все большее раздражение, и, начиная с царствования Иоакима, пророк подвергается непрекращающимся гонениям – даже со стороны членов своей семьи. Это были годы крайнего духовного ожесточения и ослепления еврейского народа. Поэтому пророческое служение Иеремии оказалось одним из самых трудных и горьких.
 
Надо сказать, что духовная испорченность современников Иеремии, как и иудеев семидесятых годов нашей эры, когда Иерусалим был вторично разрушен, во многих отношениях характеризуют нравственную испорченность людей последних времен перед вторым пришествием Христовым. В книге пророка Иеремии мы находим частые упоминания о его столкновениях с лжепророками, которые, в противовес Иеремии, успокаивали людей, говоря, что никакого бедствия не случится, и все будет благополучно. Этим они усыпляли народную совесть и фактически ускоряли процесс духовного разложения.
 
Наконец, при царе Седекии в 586 году до Р.Х. случилось то, о чем предсказывал Иеремия и другие пророки: полчища армии Навуходоносора окружили Иерусалим, взяли его и разрушили храм и город. Уцелевшие жители были уведены в плен, который, согласно пророчеству Иеремии, должен был длиться 70 лет (Иер. 25, 11). При взятии Иерусалима Иеремия был связан и отправлен в плен, но по дороге, согласно повелению Навуходоносора, был освобожден. В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжал свое пророческое служение еще несколько лет. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии.
 
Главная мысль книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый завет.
 
Суммируя, книга пророка Иеремии говорит о призвании Иеремии (1), содержит пророчества времен Иосии (2-6), пророчества времен Иоакима (7-20), обличения царей и лжепророков (21-25, 14), пророчества о соседних народах (25, 15-38; гл. 46-51), о разорении и восстановлении (26-33), Иеремия и последние дни Иерусалима (24-45), историческое приложение (52).
 
«Плач Иеремии» и книга пророка Варуха
Следующая за книгой пророка Иеремии книга «Плач Иеремии» была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых ярко изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев.
 
Вторая книга, примыкающая к книгам пророка Иеремии, книга пророка Варуха, написана Варухом, сыном Нирия. Пророк Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников. После разрушения Иерусалима Варух с Иеремией переселился в Египет, где оставался до смерти своего учителя. Потом Варух переселился в Вавилон, где, по преданию, умер в 12-й год после разрушения Иерусалима.
 
Поводом к написанию книги Варуха послужило желание иудеев, живших в Вавилоне, ободрить своих соотечественников, оставшихся в разоренной Иудее, пожертвованиями и сопроводительным письмом. Само письмо составил от лица пленников Варух. В письме пророк Варух объясняет иудеям, что постигшие их бедствия означают не то, что они окончательно отвергнуты, а только временное наказание за грехи. Поэтому народ должен сокрушаться не о плене, а о своих грехах. В свое время Господь освободит народ из плена, и для Иерусалима наступят славные времена, когда воплотится Ипостасная Божия Премудрость. Книга пророка Варуха показывает, как благотворно подействовали на иудеев постигшие их бедствия: очень многие поняли свою долю вины, каялись и стали более смиренными и послушными Богу.
 
Книга пророка Авдия
Книга пророка Авдия представляет собой самое малое произведение ветхозаветной письменности, имея всего 21 стих. Содержание ее составляет видение об Едоме – стране, находившейся на юго-восток от Иудеи, жители которой, идумеи, были кровно близки иудеям. О пророке Авдии не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. Книга пророка Авдия написана вскоре после разрушения Иерусалима, когда идумеи вместо того, чтобы помочь или хотя бы посочувствовать своим братьям по крови, злорадствовали и одобряли разграбление города. Горечь иудеев по поводу такого поведения идумеев выражена в следующих словах 136-го псалма: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Своим пророческим взором Авдий видит наказание идумеев за их жестокость. Предсказывает пророк и возвращение иудеев из плена.
Книга пророка Иезекииля
Пророк Иезекииль был сыном священника Вузия и родился в Иудее. Вместе с царем Иехонией он в числе 10 тысяч иудеев был отведен пленником в Вавилон в 597 г. до Р.Х. К пророческому служению Иезекииль был призван в 30-летнем возрасте «видением славы Господней». Описание в этом видении четырех животных с ликами человека, льва, тельца и орла было позже использовано в качестве символов четырех евангелистов.
 
Иезекииль проповедовал не только пленным иудеям, но и «мятежному дому Израилеву» – переселенцам Израильского царства, отведенным сюда после разрушения их царства ассирийцами в 722 г. до Р.Х.
 
По преданию, Иезекииль был «судьей» пленников, то есть их духовным вождем. Однажды он спас группу пленных от разбойников и во время неурожая своей молитвой умножил пищу. За обличение старейшин израилевых в идолопоклонстве пророк Иезекииль претерпел мученическую смерть.
 
Язык и изложение книги пророка Иезекииля отличаются обилием символических видений, действий, притч и аллегорий. Вообще образность и символизм речи пророка делают его книгу трудной для понимания, на что жаловались даже такие знатоки Библии и еврейского языка, как блаженный Иероним. В книге пророка Иезекииля встречаются даже свои особые названия: Бог – Адонаи-Саваоф, т.е. «Господь воинств небесных», Саддаи – «Всемогущий», народ – Израиль, что значит «борющийся с Богом».
 
Знаменательно видение Иезекииля, в котором Ангел Божий делал особое начертание на челах жителей Иерусалима, «скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершаемых в этом городе». Эти люди, отмеченные Ангелом, избежали участи остальных жителей Иерусалима, которые были умерщвлены во время взятия города неприятелем. Согласно видению, наказание нечестивых должно было начаться со служителей при святилище. Это видение Иезекииля говорит о том, что благодать Божия, как некая печать выделяет и ограждает людей, любящих бога, от общей участи нечестивых.
 
Согласно предсказанию Иезекииля верующие люди грядущего Царства Мессии будут не только внешне исполнять заповеди Божии, как это делали лучшие из ветхозаветных иудеев, но по своему духовному содержанию будут совсем другими людьми.
 
Суммируя, содержание книги пророка Иезекииля следующее: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (1-3), тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (4-24), обличительные речи против язычников: иудейских соседей (25), жителей Тира (26-28). Стихи 13-19 28-й главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь. Пророчества о египтянах (29-32), новые обязанности пророка после падения Иерусалима: утешать и подкреплять (33), Господь – Пастырь возрожденного Израиля (34), о наказании Идумеи (35), о возрождении Израиля (36), оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых (37), апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (38-39), о новом вечном Царстве Божием и о новом храме (40-48). Пророчества последних 14-ти глав Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом ап. Иоанна Богослова. Им предстоит еще исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики.
 
Книга пророка Даниила
Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. При первом завоевании Навуходоносором Иерусалима юный Даниил попал в плен вавилонский. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. В школе с ним учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. Боясь оскверниться языческой пищей, окропленной идоложертвенной кровью, юноши питались простой растительной пищей. Господь наградил благочестивых юношей успехами в науках, и вавилонский царь на испытаниях определил, что они мудрее его вавилонских волхвов.
 
Бог дал Даниилу способность понимать видения и сны. Даниил разъяснил Навуходоносору сон, в котором огромный истукан был разбит камнем, скатившимся с горы. Даниил объяснил, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а гора – Его вечное Царство. Сон этот оказался пророческим видением о Церкви. Действительно, христианская вера, возникшая в римской империи, наполнила весь мир и будет существовать до конца мира, а от бывших великих языческих держав и следа не осталось.
 
В третьей главе книги пророка Даниила рассказывается о подвиге трех его друзей, которые отказались поклониться золотому идолу, за что были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Благодарственная молитва «трех отроков» служит темой ирмосов 7-й и 8-й песни канонов Утрени.
 
При Дарии Мидийском Даниил был одним из трех главнейших вельмож мидийского царства. Из зависти мидийские вельможи оклеветали Даниила перед Дарием и хитростью добились, чтобы Даниила бросили львам. Но Бог сохранил Своего пророка невредимым.
 
В царствование Кира пророк Даниил показал Киру пророчество о нем Исаии. Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Его храм в Иерусалиме. При этом же царе Даниила был во второй раз чудесно спасен от львов за умерщвление дракона, которого обоготворяли язычники.
 
О последующей судьбе пророка Даниила мало что известно. Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах.
 
Книга пророка Даниила состоит из 14-ти глав. Первые шесть глав книги составляют историческую ее часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви.
 
Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о 70-ти седьминах» (70 х 7 = 490 лет) неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию».
 
Книга пророка Аггея
Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария 1-го (522-486 гг. до Р.Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа в окончании постройки второго храма и послан был Богом пророк Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года.
 
Пророк Аггей такими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердца ваши на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм, и Я буду благоволить к нему. Вы ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1, 6-10).
Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на построение храма.
 
Книга пророка Захарии
Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (5, 1-4). Происходил Захария из священнического рода. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение в 520 г. до Р.Х., будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к окончанию постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 г. до Р.Х.
 
Книга пророка Захарии отличается, подобно книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких подробностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа в Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из сада Гефсиманского.
 
Содержание книги пророка Захарии следующее: призыв к покаянию (1, 1-6), видение ангела среди мирт (1, 7-17), видение четырех всадников (1, 18-21), видение ангела с землемерной веревкой (2), видение первосвященника Иисуса и Мессии (3), видение золотого светильника (4), видение летающего свитка и ефы (5), видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (6), пророческие речи Захарии о новозаветных временах (7-8), мессианские предсказания (9-11), о благодатных дарах, подаваемых верующим (12), пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (13-14).
 
Книга пророка Малахии
Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Пророчествовал он за 475 лет до пришествия Христова.
 
Из книги пророка Малахии видно, что в его время храм уже был восстановлен, и в нем совершались богослужения, но не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности и предсказывает, что в новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом.
 
Далее пророк обличает иудеев за женитьбу на иноплеменницах, за неисправное внесение десятин, за принесение в жертву животных с пороками, за внешнюю бездушную обрядность, за ропот на Бога, будто Он медлит с исполнением Своих обещаний относительно пришествия Мессии.
 
У Малахии есть предсказание о пророке и предтече Иоанне Крестителе, который должен придти для приготовления людей к принятию Христа.
 
Содержание книги пророка Малахии следующее: отсутствие благоговения в народе (1, 6-14) и у священников (2, 1-9), жестокость и отступление от Бога (2, 10-16), пренебрежение Божьими обещаниями и заповедями (2, 17 – 3, 6), неуплата десятин (3, 7-12), о суде Божием (№, 13 – 4, 3), последний призыв к покаянию (4, 4-6).
 
Значение пророческих книг
Бог открывал Своим избранникам события как ближайшего, так и далекого будущего. Их предсказания всегда точно сбывались, что служит подтверждением их избранности и Божественного вдохновения. При этом пророки непременно разъясняли нравственную причину событий: все доброе и худое происходит не случайно. Доброе посылается в награду за добродетель, страдания – в наказание за грех, но не в качестве мести, а чтобы вразумить и исправить согрешающих.
 
Только в моральном плане становится понятным, почему нередко предсказания пророков объединяют в себе элементы разных эпох. Например, объединяются древний Вавилон с царством зла последних времен; гонения Антиоха Епифана соединяются с гонениями антихриста; суд над народами ветхозаветного времени – с судом над вселенной; духовное обновление в новозаветной Церкви и полное обновление мира после всеобщего воскресения. Верующий человек, зная, какие элементы того или иного пророческого видения уже исполнились, может лучше уразуметь, чему еще надлежит исполниться.
 
Таким образом, знакомство с ветхозаветными пророческими книгами помогает христианину понять суть современных религиозно-нравственных процессов и видеть, куда они ведут. При этом пророческие книги следует читать с молитвенным настроением и смирением, помня, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самим собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 20-21).