Четыре Евангелия

Евангелие от Марка
Евангелист Марк носил еще имя Иоанна. По происхождению он тоже был иудеем, но не состоял в числе 12-ти апостолов. Поэтому он и не мог быть таким спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа.
 
Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия – св. Марка. Мать его Мария упоминается в книге Деяний, как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы.
 
Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери. Он находился при ап. Павле в Риме, откуда написано послание к Колоссянам.
 
Далее, как видно, св. Марк стал спутником и сотрудником св. апостола Петра, что подтверждается словами самого апостола Петра в его первом соборном послании, где он пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, Церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (1 Пет. 5, 13; здесь Вавилон, наверно, иносказательное наименование Рима). Перед своим отходом его вновь призывает к себе ап. Павел, который пишет Тимофею: «Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения» (1 Тим. 4, 11).
 
По преданию св. апостол Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской Церкви, и св. Марк мученически окончил свою жизнь в Александрии.
 
По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского, а также св. Иустина-философа и св. Иринея Лионского, св. Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Св. Иустин называет его даже прямо «памятными записями Петра». Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. апостола Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме.
 
Самое содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем совсем мало говорится об отношении Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как например, «speculator» и другие. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.
 
Зато главное внимание евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Евангелист Лука был родом из Антиохии. По роду своих занятий он был врачом, что видно из послания ап. Павла к Колоссянам; церковное предание говорит, что он был также живописцем. Необыкновенная живость повествования в Евангелии от Луки о явлении Господа двум ученикам на пути в Эммаус, причем по имени называется только один из них Клеопа, а также и древнее предание, свидетельствуют, что св. Лука был одним из этих двоих учеников.
 
Из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. ап. Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после смерти ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при имп. Констанции (в середине 4-го в.) были перенесены в Константинополь вместе с мощами ап. Андрея.
 
Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, св. Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских (Лк. 1, 14; Деян. 1, 1-2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.
На Евангелии от Луки явно сказалось влияние св. ап. Павла. Как «апостол язычников» св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия – Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей.
 
В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода.
 
Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, и др., как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред Ангелами Божиими об едином грешнике кающемся».
 
Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее книги Деяний Апостольских, составляющей как бы его продолжение. Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания св. ап. Павла в Риме. Это было около 63 г. по Р.Х. Следовательно, Евангелие от Луки написано не позже этого времени и, надо полагать, в Риме.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.