Соборные Послания

Именем «Соборных» называются семь посланий, написанных св. апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно Иудой. Соборными они названы Церковью еще в ранние времена. «Соборный» – это «окружной» в том смысле, что они обращены не к частным лицам, а ко всем христианским общинам вообще.
 
От посланий ап. Павла Соборные послания отличаются тем, что носят более общие и основные вероучительные наставления, а у ап. Павла содержание приноровлено к обстоятельствам тех местных церквей, к которым он обращается, и имеет более специальный характер.
 
Соборное Послание св. апостола Иакова
Соборное послание Иакова церковное предание приписывает Иакову, брату Господню, одному из 70-ти учеников Христовых, первому епископу Иерусалимскому.
О Иакове, брате Господнем, известно, что он вел строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил вина или других спиртных напитков, не ел мяса, носил только льняную одежду, строго соблюдал Моисеев закон и часто уединялся для молитвы в Иерусалимский храм. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой жены. По преданию, он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. Вначале он, как и его братья, не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь по воскресении Своем удостоил его особенного явления Своего. Пользуясь высоким уважением среди апостолов, он председательствовал на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме. Жизнь свою окончил мученически, будучи сброшен около 64 г. иудейскими начальниками с портика Иерусалимского храма.
 
Послание св. ап. Иакова было предназначено евреям: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», что не исключало и евреев, живших в Палестине. Время и место послания не указаны. По-видимому послание написано им незадолго до кончины, вероятно в 55-60 годах. Местом написания был, вероятно, Иерусалим, где апостол пребывал постоянно.
Поводом к написанию были те скорби, которые переносили иудеи рассеяния от язычников и, в особенности, от своих неверующих братьев. Испытания были столь велики, что многие стали падать духом и колебаться в вере. Некоторые роптали на внешние бедствия и на Самого Бога, но по прежнему видели свое спасение в происхождении от Авраама. Они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, но охотно делались учителями других. При этом богатые превозносились над бедными, и братская любовь охладевала. Все это побудило св. Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.
 
Во 2-й главе послания св. ап. Иакова есть ценнейшее наставление о сущности веры, которая должна состоять не в отвлеченном признании христианских истин, но и в живом ее проявлении в делах милосердия. В 5-й главе говорится о назначении и силе таинства елеосвящения.
 
Соборные Послания св. апостола Петра
Апостол Петр первый содействовал распространению и и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере 5000 иудеев. Известно, что он проповедовал Евангелие в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом – в Египте, в Коринфе, в Риме, Испании, Карфагене и Британии. К концу жизни св. Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 г., будучи распят вниз головой.
 
Первое соборное послание ап. Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» – провинциях Малой Азии. Под «пришельцами» надо понимать главным образом уверовавших иудеев, а также язычников, входивших в состав христианских общин. Эти общины были основаны ап. Павлом. Причиной написания послания было желание апостола Петра утвердить христиан при возникновении нестроения в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились у христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием ап. Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.
 
Цель этого послания Петра – ободрить, утешить и утвердить в вере малоазиатских христиан, на что указывал сам ап. Петр: «Это кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы утвердить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Пет. 5, 12).
 
Местом первого послания указывается Вавилон. В истории христианской церкви известна церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, св. Петр и написал свое послание. В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие ап. Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62-м и 64-м годами после Р.Х.
 
Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании ап. Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. В жизни приверженцы этих ересей отличались безнравственностью и кичились своими знаниями «тайн».
 
Второе послание написано незадолго до мученической кончины ап. Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить я храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Пет. 1, 14). Написание можно отнести к 65-66 годам. Последние годы жизни ап. Петр провел в Риме, откуда можно заключить, что второе послание написано в Риме в качестве предсмертного завещания.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.