Послания апостола Павла

Послание к Колоссянам
Послание к Колоссянам было написано в первом римском заключении ап. Павла, куда к нему явился его ученик Епафрас – основатель Колосской Церкви – просить у апостола совета по поводу угрожавшего Колосской Церкви лжеучения. Это учение не считало достойным человека непосредственно вступать в общение с Богом, а только при посредстве ангелов, которых необходимо привлекать на свою сторону различными курениями и жертвами. Таким образом, устанавливалось отношение человека к Богу помимо Христа, все это унижало и даже устраняло значение Креста Христова. Епафрас сообщил также о некоторых недостатках в нравственной жизни колосских христиан. Оба эти обстоятельства послужили поводом, по которому ап. Павел обратился к Колоссянам с посланием.
 
Послание к Колоссянам можно разделить на две части: вероучительную (1,3 – 2, 23) и нравоучительную (3, 1 – 4, 6).
 
Первое послание к Фессалоникийцам
Это послание было написано в Коринфе в конце 50 или в начале 51 года. Послание начинается пожеланием мира и благодати Фессалоникийской Церкви и благодарностью Богу (1, 1-10). Затем ап. Павел переходит к апологии своего апостольства, подвергшегося клевете и очернению со стороны иудеев. После этого апостол снова выражает благодарность Богу за твердость гонимой Церкви в Фессалонике, и резко выступает против неверующих иудеев (2, 13-16). Потом апостол говорит о своих сношениях с Церковью через Тимофея (2, 17 – 3, 10). Первая часть послания заканчивается молитвой о Фессалоникийской Церкви.
 
Вторая часть начинается наставлениями – блюсти чистоту, избегать блуда и прелюбодеяния, с любовью относиться к ближнему, вести жизнь тихо, трудясь и поступая благоприлично (4, 1-12). Далее апостол переходит к вопросу, видимо, сильно волновавшему Фессалоникийскую общину – вопросу о судьбе умерших до наступления второго пришествия Христова (4, 13-18), и говорит, что последние примут одинаковое участие в славе «дня Господня»; но когда этот день наступит – неизвестно, а потому необходимо «бодрствовать и трезвиться» (5, 1-11).
 
Наконец, апостол дает наставления касательно уважения к предстоятелям Церкви, касательно бесчинств в общине, и заканчивает послание рядом сжатых, но глубоких по содержанию афоризмов религиозно-социального характера (5, 12-22). В самом конце послания – молитва, благословение и приветствие всех братьев (5, 23-28).

Второе послание к Фессалоникийцам
Второе послание было написано в Коринфе в конце 51 или в начале 52 года. Поводом к написанию этого послания послужили беспорядки в Фессалоникийской Церкви, возникшие в связи с вопросом о признаках наступления второго пришествия Христова: многие, в ожидании будто бы наступившего, но еще невидимого пришествия Христова, оставили нормальный образ жизни, стали «суетиться», нарушая покой Церкви и трудящихся братьев. В начале послания ап. Павел хвалит терпение Фессалоникийцев в скорбях и гонениях. Затем описывает второе пришествие Христово и судьбу верующих и неверующих после него. Затем апостол просит Фессалоникийцев не колебаться умом и не смущаться относительно дня пришествия Христова. Этот день не придет, говорит он, пока не будут иметь места определенные знамения перед наступлением его, а именно: начнется царство человека греха с его богоборческими актами, пришествие этого беззаконника будет сопровождаться явлением всякого рода ложных чудес и знамений. Обольщение будет на тех, которые не восприняли истину. Но, наконец, явление Господа Иисуса Христа упразднит эту вакханалию зла.
 
В следующей главе послания апостол обращается к «бесчинным», прося их трудиться, а не суетиться. Тех из них, которые окажутся упорными, он повелевает подвергнуть отлучению от общения, но не с целью наказания, а исправления (3, 6-15).
 
Пастырские послания ап. Павла
Два послания ап. Павла к Тимофею и послание к Титу называются пастырскими посланиями, потому что содержат наставления о том, каким должны быть пастыри церковные и в чем должна состоять их деятельность в Церкви. Эти наставления предназначены не только для Тимофея и Тита, но и для пастырей всех последующих времен. Церковь Христова всегда в этих посланиях черпала правила и указания для упорядочения пастырской деятельности священнослужителей, рассматривала эти послания как настольное руководство для пастырей. Особенно важны эти послания в том отношении, что в них дается вполне определенное представление о том, что Церковь Христова состоит из двух элементов – пастырей, управляющих жизнью Церкви, и пасомых, идущих за пастырями. Отсюда мы имеем полное основание заключить, что иерархическое устройство Церкви не есть что-либо привносное, явившееся в Церкви во втором веке или даже позже, как думают некоторые сектанты, а было в ней от начала ее существования.
 
Первое послание к Тимофею
Написано оно было в 66 году во время пребывания ап. Павла в Филиппах. В этом послании соблюдается изложение мыслей по строго логическому плану. В первой части своего послания апостол представляет Тимофея как попечителя над Эфесской Церковью в ее целостности. Представляет сначала 1) как проповедника и защитника спасительной истины в борьбе против отлучающих многих членов Церкви от единства веры лжеучителей (1, 3-20), затем 2) как поддерживающего порядок в церковной жизни, прежде всего а) в богослужении и б) в церковном устроении: в епископы, диаконы и диакониссы Тимофеем должны быть избираемы вполне достойные люди (2, 1 – 3, 13), и наконец, 3) как охранителя спасительной истины против имеющих явиться лжеучителей: Церковь изображается здесь как столп и утверждение истины (3, 14 – 4, 5). Вторая часть содержит в себе вразумления Тимофею относительно его личного поведения, которое должно быть таким, чтобы Церковь видела в нем доброго служителя Христа (4, 6-16). Третья часть изображает Тимофея как советника и пастыря в Эфесской церковной общине, а именно: для старых мужчин и женщин, для вдов, для служителей Церкви (5, 1-20). Во всех этих случаях Тимофей обязан проявлять должную заботливость и не бояться прибегать к мерам строгости. Далее следуют наставления о различии между грехами и добрыми делами, об обучении рабов, призыв не стремиться к обогащению, указание относительно того, как наставлять богатых. Заключение послания содержит наставление Тимофею соблюдать в чистоте доверенное ему сокровище истинного учения и пожелание мира всей Эфесской Церкви.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.