Книга Откровения или Апокалипсис

Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) св. Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.
 
Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу 1-го века. Местом написания считается остров Патмос, упоминаемый самим апостолом, как место получения им откровений.
 
В первых строках Апокалипсиса св. Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судьбы Церкви Христовой и всего мира. Уже в первый год христианства началось кровавое преследование проповедников Евангелия. Первым центром борьбы с христианством оказался Иерусалим. Начиная с середины 1-го столетия к враждебному лагерю присоединился Рим, где пролили свою кровь многие христиане, включая первоверховных апостолов Петра и Павла. С конца 1-го столетия гонения на христиан становятся более интенсивными. Император Домициан повелевает систематически преследовать христиан сначала в Малой Азии, а потом и в других частях Римской империи. Ап. Иоанн Богослов, вызванный в Рим и брошенный в котел с кипящим маслом, остался невредим. Домициан ап. Иоанна на о. Патмос, где апостол получает откровение о судьбах Церкви и всего мира.
 
Ввиду усиливающихся гонений ап. Иоанн пишет христианам Апокалипсис, чтобы их утешить, наставить и укрепить. Он вскрывает тайные намерения врагов Церкви, которых он олицетворяет в звере, вышедшем из моря (как представителе враждебной светской власти) и в звере, вышедшем из земли – ложном пророке (как представителе враждебной псевдорелигиозной власти). Он обнаруживает и главного руководителя борьбы против Церкви – дьявола, этого древнего дракона, который группирует богоборческие силы человечества и направляет их против Церкви. Но страдания верующих не напрасны: через верность Христу и терпение они получают заслуженную награду на Небе. В определенное Богом время враждебные Церкви силы будут преданы суду и наказаны. После Страшного суда и наказания нечестивых начнется вечная блаженная жизнь.
 
Цель написания Апокалипсиса – изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, которыми дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство верующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.
 
Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учителя Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге.
За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Св. Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.

Метод толкования Апокалипсиса
Апокалипсис – книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует огромное количество книг, среди которых имеется и немало вздорных произведений, в особенности это относится к современной сектантской литературе.
 
Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений, как ветхозаветных, так и новозаветных, является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении.
 
В качестве примера подобного синтеза событий можно привести пророческую беседу Спасителя о конце мира. В ней Господь говорит одновременно о разрушении Иерусалима, которое произошло почти 35 лет спустя, и о времени перед Его вторым пришествием. Причина такого объединения событий состоит в том, что первое иллюстрирует и поясняет второе. Подобных примеров в слиянии событий в одном предсказании существует немало. Такой метол объединения событий по признаку их внутреннего единства употребляется, чтобы помочь верующему человеку понять сущность событий, на основе того, что ему уже известно, оставляя в стороне второстепенные и ничего не объясняющие исторические подробности.
 
Чтобы понять, почему ап. Иоанн объединял разные события и различных людей в одном образе, надо учесть, что он писал Апокалипсис не только для своих современников, но для христиан всех времен, ведь им предстояло терпеть аналогичные преследования и скорби. Ап. Иоанн раскрывает общие методы обольщения, а также показывает верный способ избежать их, чтобы быть верным Христу до смерти.
 
В Апокалипсисе заметна определенная вневременность. Вытекает она из того, что ап. Иоанн созерцал судьбы человечества не с земной, а с небесной перспективы, куда его возвел Дух Божий. В идеальном мире у престола Всевышнего останавливается поток времени, и перед духовным взором предстает одновременно настоящее, прошедшее и будущее. Очевидно поэтому автор Апокалипсиса некоторые события будущего описывает, как прошедшие, а прошедшие – как настоящие.
 
Апокалипсис написан по вдохновению Духа Святого. Правильному пониманию его больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения. Всецелая преданность современного человека греховным страстям служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем лишь одну аллегорию, и даже само Второе пришествие Христово научают понимать иносказательно. Исторические события и лица нашего времени убеждают нас в том, что видеть в Апокалипсисе одну только аллегорию значит быть духовно слепым, настолько многое теперь происходящее напоминает образы Апокалипсиса.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.