Богомыслие над Библией

Есть вещи, которые мы можем понять лишь в свете учения Церкви: Священное Писание следует понимать разумом Церкви, разумом Христовым, потому что Церковь не меняется; в своем внутреннем опыте она продолжает жить той же жизнью, какой жила в первом веке; и слова, сказанные в Церкви Павлом, Петром, Василием или другими, всегда сохраняют свое значение. Так, после предварительного восприятия на нашем собственном, современном языке мы должны обратить к тому, что понимает под этими словами Церковь; только тогда мы можем быть уверены в смысле данного текста и имеем право начать думать и делать выводы.
 
Поскольку цель понимания Священного Писания – в том, чтобы исполнить волю Божию, мы должны делать практические выводы и поступать в соответствии с ними. Когда нам открылся смысл, когда в этой фразе Бог сказал нам нечто, мы должны вникнуть в суть и посмотреть, как бы включить это в свою жизнь, каким образом сделать это, при каких обстоятельствах, каким способом. Недостаточно понять, что можно сделать, и с восторгом начать рассказывать об этом своим друзьям; надо начать делать это.
 
Часто мы рассмотрим одно или два положения и перескакиваем дальше; это неправильно, потому что нужно долгое время, чтобы научиться собранности, чтобы стать тем, что отцы называют внимательным человеком, тем, кто способен вникать в какую-то мысль так долго и глубоко, чтобы ничего не упустить из нее. Все духовные писатели прошлого и наших дней скажут нам: возьми текст, размышляй над ним час за часом, день за днем, пока не исчерпаешь всех своих возможностей, как умственных, так и эмоциональных, и пока, внимательно читая или перечитывая этот текст, не придешь к новому отношению к жизни. Очень важно вникать в текст, повторяя вновь и вновь эти слова Божии, обращенные к нам, чтобы настолько сродниться с ними, настолько впитать их в себя, что постепенно мы и эти слова станем одно.
 
И как только мы сделаем открытие, что в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и мы, нам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Мы должны сказать себе: я хочу быть собой самым истинным образом… Следуя этому, мы вдруг увидим, что появляется другой просвет, другое родственное место, постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… Итак нас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают насилием, а освобождающим нас действием, в результате которого мы все больше становимся самими собой. И мы открываем, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.
 
Митр. Антоний (Сурожский)
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.