Жировицкая икона Божией Матери

Жировицкая икона Божией Матери Праздновнаие 20 мая. Испокон веков в народе считалось, что талант и слава посылаются человеку за праведную и богобоязненную жизнь, за честность и благородство. Именно таким человеком был подскарбий Великого княжества Литовского и Речи Посполитой Александр Солтан, выдающийся дипломат и военачальник, необычайной мудрости государственный муж, набожный православный христианин. Во владениях его и произошло чудо явления иконы Богоматери.

20 марта 1467 года Александру Солтану была выдана грамота для паломничества ко Гробу Господнему в Иерусалим. Все лето набожный православный магнат находился в Святой Земле. Известно, что из Святой Земли Александр Солтан привез подаренный ему извлеченный из Панагии Крест с Животворящим Древом и изображением Страстей Господних.

Александра Солтана как родоначальника прославленного семейства магнатов и священников упоминает Местная Виленская Минея за март-апрель 1487 года, писавшаяся диаконом Семеном Яковлевичем со Смоленщины. Должно быть, на белорусских землях Александр Солтан, как свидетельствуют археографические источники, почитался как благоверный христианин; существуют и сведения о начале его церковного прославления.

Покровительница Беларуси, чудотворная икона Жировицкая была явлена в 1470 году пастухам местечка Жировичи в величественном сиянии на ветвях груши, росшей над ручьем. Когда сияние исчезло, подпаски поклонились чудотворному образу, сняли его с дерева и отнесли своему хозяину, литовскому подскарбию Солтану. Магнат к находке отнесся с недоверием, поэтому спрятал ее в сундук. На следующий день, как свидетельствует предание, пожелав показать икону гостям, он не нашел ее в сундуке. Спустя некоторое время, в надежде на вразумление хозяина, на том же месте во второй раз была явлена чудотворная икона. Солтан понял, что икона должна находиться не в магнатском дворце. Он дал обещание построить на месте появления иконы храм в честь Пресвятой Богородицы. Свое слово Солтан сдержал. Так возникла деревянная церковь, положившая начало селению и, естественно, созданию соответствующего прихода.

По некоторым историческим источникам, еще сам Солтан вместе с соседом, благоверным шляхтичем Мелешкой из деревни Шиловичи, выстроили каменную церковь и монастырь. А в 1480 году епископ Иосиф Солтан Смоленский, впоследствии митрополит Литовско-Новаградский (1507—1522), освятил новую церковь и монастырские постройки. Устав для монастыря привез сын Александра Солтана, инок Свято-Троицкого монастыря в Слуцке.

После пожара 1560 года Жировицкая икона вновь была явлена крестьянским детям: они увидели Деву необычайной красоты, сидевшую на камне. Пока дети рассказывали о чуде родителям, а через благоверных прихожан известие дошло до священника, на месте камня осталась лишь горящая свеча, а рядом с ней — неповрежденная икона Богородицы.
В 1522 году владельцы Жирович строят третью церковь. В 1789 году появляется четвертая церковь Святого Креста (Кальвария) и пятая, Свято-Георгиевская, на кладбище. В 1760 году на месте чудотворной груши возводится колокольня, а рядом — часовня с приютом для паломников.

Жировицкая икона Богородицы «Умиление», явленная на яшмовом камне и помещенная в иконостасе возле Царских Врат главного монастырского Успенского храма, глубоко почитается верующими. Камень, на котором явилась Богородица, находится под алтарем Богоявленской монастырской церкви. Под алтарем Успенского храма находится часовенка, а в ней — колодец со святой водой. Летописи доносят до нас сведения о том, что камней, привезенных для строительства лавры, за ночь становилось в пять раз больше. Жировицкие травы, вода из источника, чудотворные камни особенно почитались многочисленными паломниками, которые начиная с 20 мая и до Покрова Богородицы идут из Беларуси, Украины, Польши, России и других православных и славянских стран в монастырь за духовной помощью и телесным исцелением.

В «Акафисте Божией Матери Жировицкой» упоминается о безнадежно больной девочке Ирине, которая умерла по дороге в Жировичи, но во время молебна при словах «Пресвятая Богородица, спаси нас» ожила и была приведена Самой Царицей Небесной к чудотворной иконе. В 1580 году девочка приняла монашеский постриг в Пинском монастыре великомученицы Варвары, а вскоре стала его игуменьей.

24 сентября 1730 года некто Миллер из Волковыска верхом переправлялся на пароме через реку в Зельве, но конь сбросил его с парома в водоворот. Миллер, не умевший плавать, стал просить Матерь Божию спасти его. И в то же мгновение был выброшен на берег, а его конь — на другой. Благодарный за свое спасение Миллер рассказывал о чудотворении возле иконы Жировицкой Божией Матери.

Даже набожный польский король Казимир воздавал должное Жировицкой святыне рода Солтанов. Нехристианам запрещалось не только жить в Жировичах, но даже ночевать. Проходить через местечко они должны были с непокрытой головой и босиком.

В стенах Жировицкой лавры размещается не только монастырь, но и Семинария и Духовная Академия. Ежегодно устраиваются паломничества из Гродно в Жировичи, приуроченные к празднику Успения.

Щедрую дань традиции почитания Жировицкой иконы Божией Матери отдавали многие белорусские поэты и ученые. Иван Ужевич на обложке своей «Грамматики» поместил икону Матери Божьей, родственную по типу «Знамению» и «Умилению». Согласно византийской традиции, чудотворный образ Богородицы сопровождает надпись: «Честнейшую Херувимъ и славнейшую въистинну».

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.