Свт. Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной церкви о Божией Матери

Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Твор­цом человеческого естества, неограниченным Владыкой этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно. Иногда он являл Свое человечество в немощи естества падшего; утруждался, жаждал, принимал упо­коение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, пре­терпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно созда­но: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама.
 
Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том со­стоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в себе, в одном Лице, Божество и челове­чество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы. Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть, а не в той, в какой оно есть.
Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне со­единено с Его человечеством: Божество Богочеловека соедине­но с Его человеческим духом, с Его душой, с Его телом. Когда душа Христова разлучилась с телом Христовым посредством смерти, то Божество Христово пребыло неразлучным как с душой Его, так и с телом Его. Возглашает святая Церковь: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.
Тело Богочеловека имело необыкновенную стройность и красоту, как и воспел о Нем пророчественно праотец Его святой пророк Давид: красен добротою паче сынов человеческих (Псал. 44, 2). Но телесная красота Богочеловека отнюдь не производила на жен­ский пол тех впечатлений, которые обыкновенно производит на него красота мужчин. Да будет отвергнута и проклята такая мерзостная и богохульная мысль, которая однако принята и про­изнесена еретиками. Напротив того тело Христово исцеляло все страсти, и душевные и телесные. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем, взиравшим на него, всем прикасавшимся ему, и мужчинам и женщинам. Сила от Него исхождаше, свидетельствует Евангелие, и исцеляше вся (Лук. 6, 19). Елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся (Марк. 6, 56). Это то божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоанн 6, 54. 56).
 
Всякий православный и благочестивый христианин да пред­ставит себе непредставимое величие Божией Матери, носившей во чреве такое тело, потом носившей его в объятиях, продолжительнейшее время бывшей в ближайшем отношении к этому телу. По причине Божественности тела Христова, непогрешительно признать и назвать величие Божией Матери Божест­венным.
Тело Христово при погребении его положено было в тесную, искусственную пещеру, иссеченную в камне, то есть, в холме, составлявшем собой цельный камень. Пещера так тесна, что она названа в Евангелии гробом. Вход в нее так низок, что надо по­средством него вползать в пещеру, приняв самое согбенное положение. По внесении во гроб тела Христова, ко входу в гроб был привален камень значительной величины (Матф. 27, 60). Иудейские архиереи, опасаясь предсказанного Господом воскресения Его, и думая, что тело Христово подчинено тем же законам, которым обыкновенно подчинены тела человеческие, припечатали камень, заграждавший вход в пещеру, к наружности пещеры; сверх того они поставили при входе стражу.
Таким образом, по соображению человеческому, все препятст­вия неупустительно были совокуплены и устроены к тому, чтоб воспрепятствовать воскресению; все меры были приняты к тому, чтоб в случае воскресения тотчас же по воскресении погубить воскресшего насильственной смертью. Но Божественное тело во­скресло, оставя и естественные препятствия и человеческие предосторожности неприкосновенными. Оно проникло сквозь толстое, цельное и твердое вещество пещеры; камень остался приваленным, печать нетронутой; пещера не дала трещины для свободного шествия воскресшему телу; стражи, поставлен­ные для надзора и насилия, не сподобились ни ощутить воскресения, ни увидеть воскресшего. Уже по воскресении Христовом низшел Ангел, сломил печать, отвалил камень и возвестил со­вершившееся воскресение; стражи от одного видения Ангела попадали замертво на землю (Матф. 28, 24).
 
Божественое тело по воскресении проникло сквозь затво­ренную дверь к собранным Апостолам (Иоанн 20, 19). Оно не было узнано двумя учениками, шествовавшими в Еммаус; когда же они узнали его при преломлении хлеба, — оно внезапно соделалось неви­димым (Лук. 24, 31). Это тело в виду всех Апостолов отделилось от земли, начало возвышаться и проникать воздух как крылатое, скрылось от очей апостольских в недосягаемой высоте, вступило в небо (Деян. 1, 9). На небе увидел его первомученик Стефан, будучи возведен к такому видению действием Святого Духа, и воскликнул: се! вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога (Деян. 7, 56). С такими сверхъестественными преимуществами явил, постоян­но являл и являет Богочеловек Свое человеческое тело по воскре­сении. Эти преимуществанетленный, духовный венец, которым с справедливостью тело Богочеловека увенчано Им, как побе­дившее и поправшее смертью смерть.
 
Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свой­ства только по воскресении. Нет! Оно, как тело всесовершенного всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Доказывают то следующие события: Однажды в храме иеру­салимском Господь Иисус Христос сделал указание на Свою предвечность по Божеству; Иудеи взялись за камни, чтоб по­бить Богочеловека, столь открыто объявившего им о Себе. Но Господь внезапно сделался невидим посреди их, и удалился из храма, пройдя между множеством врагов Своих (Иоанн 8, 59). В другой раз разъяренные жители города Назарета схватили Господа, учившего в их синагоге, и повели на вершину горы, на которой построен город, чтоб оттуда свергнуть вниз и убить; но Господь сделался невидим, и, вышедши из среды их, удалился (Лук. 4, 29, 30). Точно так поступил Господь и при рождении Своем: Он вышел из ут­робы Девы, не разрушив печатей девства, не разверзши дверей сего дивного храма Своего, как это предуведал Пророк, пред­возвестивший в восторге видения своего: сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, и будут заклю­чена, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Исраилев внидет ими, и будут заключена (Иезек. 44, 2).
 
Святая Церковь воспевает в своих песнопениях Господу:
«Явлейся Творец наш без семене от Девы воплотися, из гроба печати нерушив воскресе, и ко Апостолом дверем затворенным с плотию вниде». «Сохранив цела знамения (печати) Христе, воскресл еси из гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем». «Вся паче смысла, вся преславная твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложно, Бога родши истиннаго». «Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве пребываеши Дева». «Дерзающим глаголати, яко пречистая Дева Марияне бысть прежде рождества, в рождестве, и по рождестве Дева: анафема».
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.