Свт. Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной церкви о Божией Матери

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и ро­дилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во вре­мя рождения преисполнена духовной, святейшей радости. Бо­лезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как бо­лезни не сопровождали взятия Евы из Адама. Они не могли иметь тут места, будучи одной из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской сласти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа на Деву, при вселении Всесвятого Бога-Слова в утробу Девы. Безболезненность Девы при рождении Богочеловека очень ясно видна из простого и скром­ного повествования, которое читаем в Евангелии: Роди Сына своего первенца, поведает Евангелие о Богоматери, и повит Его, и положи в яслех (Лук. 2, 7). Родила Дева, и немедленно приступает к служению: рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи. Не нуждается в посто­ронней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, ника­кого изнеможения, которые так свойственны женам, рождаю­щим в грехе чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечной смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни (Иоанн 14, 6).
 
Божия Матерь, зачав и родив Богочеловека, соделалась пре­выше всех святых человеков и святых Ангелов. По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единствен­ным словесным сосудом, в который Бог вселился самым суще­ством Своим. Прочие святые человеки,хотя и соделываются по действию в них Святого Духа причастниками Божественного естества (2 Петр. 1, 4) и обителями Триипостасного Бога (Иоанн. 14, 23), но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, которая одна прияла в себя Бога-Слово для Его вочеловечения. Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых Ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собой Адама, и соделался их родоначальником: так Божия Матерь заменила для них со­бою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь небесный, Царь всех человеков и Ангелов: так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и Ангелов.
Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами, родилась после про­должительного неплодства родителей, родилась, будучи пред­возвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах.
 
Обстоятельства рождения Богоматери очень сходны с обсто­ятельствами рождения святого Иоанна Предтечи, описанными в первой главе Евангелия от Луки. Рождение Иоанна святая православная Церковь воспевает так: «Восхвалим ныне Господ­ня Предтечу, его же священнику Елисавет роди, из ложесн не­плодных, но не без семене. Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семене. Иоанна неплоды роди, без мужа же сего не роди. Иисуса же, осенением Отца и Духа Божия, Дева роди чистая. Но бессеменному явися от неплодове пророк и проповедник, вкупе и Предтеча».
 
Подобное этому святая Церковь умствует и исповедует о Божией Матери. Неплодная и состарившаяся Анна родила Иоакиму дщерь, а Богу Матерь, но родила не без семени: семя во утробу свою заимствовала от мужа праведника и старца Иоакима. Рожденная от святых супругов Дева соделалась Бо­гоизбранным и Богоосвященным сосудом, в который вселился Бог-Слово, в котором это Слово-Творец всего видимого и неви­димого — благоволением Отца, при содействии Духа, послужило семенем при посредстве творческой силы Своей, вочеловечилось.
Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девой. Бог и Творец Девы соделался Ее Сы­ном, пребывая ее Богом и Творцом; соделавшись ее Сыном, Он соделался ее Искупителем и Спасителем. Первый Адам без участия жены произвел жену: Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама. При всем величии Божьей Матери, ее зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно общее исповедание рода челове­ческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадле­жит и Богоматери. Произнесла смиренная и благодатная Мария это исповедание во услышание вселенной! Ищущая присутствие вожделенного Спасителя в утробе своей,она от действия духов­ной, благодатной радости произнесла исповедание в следующих чудных и достопримечательных словах: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди (Лук. 1, 46, 48).
 
Богоматерь исповедует пред всем человечеством, в Еванге­лии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель: то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего челове­чества. Бог — Творец и Ангелов и человеков; но Он — Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся па­дению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумной тварью Спасителем есть вместе при­знание этой тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, невкусивших душевной смерти и ненуждавшихся в Спасителе.
 
Святые родители Богоматери, находившиеся в преклонных летах, смирившие плоть свою многими и продолжительными подвигами, не подверглись, следовательно, при супружеском совокуплении тем сильным страстным ощущениям, которые неизбежны для людей в цветущих летах и силе в настроении души, далеко отстоящем от того благочестивого настроения, в котором были праведные Иоаким и Анна. Однако совокупление их совершилось по общему порядку совокупления человеческого, по порядку, явившемуся после падения и вследствие падения. Богоматерь по зачатию и рождению своему соделалась причастницей первородного греха и греховного яда, ко­торым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими ее добродетелями. Она занималась непрестанно Богомыслием, молитвой, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастной всем смертным грехам, но и всякому делу и слову, явно противному Закону Божию, в котором она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала.
Несмотря однако на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь, до приятия вместе с Апосто­лами Святого Духа, доставившего ей христианское совершенство, грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и вла­дычество. Доказательства этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму святых Апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцати­летнего Спасителя, сказанных ей в храме (Лук. 2, 49. 50).
 
Святой Иоанн Златоуст, объясняя Евангелие, от Матфея главы 12-ой стихи 46—49-й, и от Иоанна главы 2-ой стихи 1—11-й, со всей удовлетворительностью показывает, каким обра­зом ветхий человек обнаруживался и действовал в Божией Ма­тери. Вечная смерть и грех, насажденные в естество человеческое, не могли не проявляться. Таково точное и верное учение православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и к вечной смерти, заразивших и объявших весь род человеческий.
 
Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз низшел на нее Святой Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил ее, чистую по человеческому понятию соделал благодатно-чистой, способной принять в себя Бога-Слово и соделаться Его Матерью. Девство ее запечатлено Духом: Она доселе хранившая Себя чуждой от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступной для этих помыслов и ощущений. Таковой и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу, несравненно ближайшее служение Херувимов и Серафимов. Она должен­ствовала не только зачать и родить Богочеловека, но и проводить всю жизнь в теснейших отношениях с Ним. Она кормила Его сосцами; на руках ее Он провел младенчество и детство, с ней Он провел юношество Свое до самого мужеского возраста, до тридцати лет, когда явил Себя миру обетованным Искупителем мира. Но и в течение трех лет с половиной, в которые Господь возвещал спасение человекам, Богоматерь весьма часто была при Нем, как можно заметить из Евангелия.
 
Святой Дух при первом наитии на пресвятую Деву соделал ее способной к такому высочайшему служению, достойной этого высочайшего служения. Во второй раз низшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он низшел на святых Апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо (Деян. 1, 14). Тогда Святой Дух разрушил в ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел ее на высокую степень христианского совершенства, соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.