Потоиерей Ливерий Воронов. Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, есть воистину Богородица и Приснодева

Выражение Оеотоксх (греч.) (Богородица) является следстви­ем учения об ипостасном соединении естеств во Христе.
 
Пресвятая Дева родила Бога по плоти; родила Того, Кто, будучи истинным Богом, в то самое мгновение зача­тия воспринял в единство Своей Ипостаси естество чело­веческое. И до воплощения, и после воплощения Он был и остается Божественным Лицом.
 
Но родила Она, разумеется, не Божество (как Боже­ственную природу) и не по Божеству, а Бога-Слова по че­ловечеству. Это человечество с самого воплощения было обожено и сделалось собственным Сыну Божию.
 
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Святая Дева мыс­лится и называется Богородицей не только по причине (Божеского) естества Слова, но и по причине обожест­вления (Его) человеческой природы. И в другом месте святой Иоанн Дамаскин, приведя сказанное святителем Григорием Богословом: «Одно из естеств обожило, дру­гое обожено», — поясняет: «И это не по изменению есте­ства, но по промыслительному, то есть ипостасному со­единению», — и по той причине, что Божеское естество «сообщает свои совершенства плоти».
 
Выражение «Богородица» имеет свое основание в Свя­щенном Писании. Праведная Елизавета назвала Деву Марию Матерью Господа (Лк. 1, 43). И сделала она это, исполнившись Духа Святого (Лк. 1, 41).
 
Термин «Феотокос» возник, вероятно, в александрий­ской школе. Сезомен говорит, что Ориген пользовался этим выражением, хотя оно не встречается в дошедших до нас остатках сочинений Оригена. Термин этот долгое время употреблялся в александрийской школе. В первой половине V века он подвергся нападкам в Константино­поле (со стороны Нестория) и среди некоторых антиохийцев, что вызвало энергичное противодействие православ­ных и защиту этого термина отцами третьего и четверто­го Вселенских Соборов.
 
Термин «Феотокос» употребляли святитель Афанасий Великий, святитель Григорий Богослов (утверждавший в послании к Кледонию, что кто не исповедует Марию Богородицей, тот отлучен от Божества), святой Григо­рий Нисский, преподобный Ефрем Сирин, святой Кирилл Иерусалимский, а после Халкидонского Собора вся Святая Церковь.
 
В послании святителя Кирилла Александрийского к Иоанну Антиохийскому (ЕгхрршуеоЭсооау), в тексте Со­гласительного исповедания 433 года, говорилось: «На ос­новании такого неслитного соединения (естеств во Хри­сте) мы исповедуем Пресвятую Деву Богородицей, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собой храм, от Нее воспринятый».
 
В Халкидонском оросе говорится: «Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека… единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богоро­дицы по человечеству…»
 
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Христородицей мы не называем Святой Девы никоим образом, потому что это наименование, как оскорбляющее, выдумал Несторий для уничтожения слова Богородица и для лишения чести Богородицы».
 
Православная Церковь исповедует, что Матерь Гос­пода Иисуса Христа пребывала Девой прежде рожде­ства, пребыла истинно Девой в рождестве, родив Хри­ста безболезненно и без нарушения девства, осталась Чистой Девой и по рождестве. Она есть Приснодева (Аещорбеуод).
 
О девственном зачатии говорят евангелисты: Еванге­лие от Матфея, 1, 23; Евангелие от Луки 1, 27, 35.
 
О безболезненности говорит преподобный Иоанн Да­маскин: «Господь рождается в обыкновенное время, по исполнении девяти месяцев, но безболезненно… Зачатие совершилось чрез слух, а рождение — как обыкновенно для рождающихся, хотя некоторые говорят (баснослов­но), будто Господь родился из бока Богоматери».
 
В своей хвалебной песне, явившейся ответом на привет­ствие праведной Елизаветы, Мария сказала пророчески: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48), то есть все грядущие поколения людей, верующих во Христа, и притом из всех народов Земли, а не только из ветхозаветного богоизбранного народа.
 
И как бы от лица всех этих верующих Православная Церковь именует Пресвятую Богородицу «от всех родов избранной» (см. первые кондаки многих акафистов, Ей посвященных), никогда не акцентируя внимания на Ее земном национальном происхождении.
 
Веруя, что близость Пресвятой Девы к Богу, открыв­шаяся в Ее Богоматеринстве, несравненно превосходит близость к Нему высших ангелов, Церковь увековечила эту мысль, впервые высказанную в одном из слов препо­добного Ефрема Сирина, прекрасным гимном в честь Богоматери, составленным преподобным Космой, епис­копом Маиумским:
«Честнейшую Херувим и славнейшую, без сравнения, Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Бо­городицу Тя величаем».
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.