Молитва Господня

Не останавливаясь более на земле, как на переходной стране пришельствия, душа молящегося, в живом чувстве своего недостоинства, опускает мысленный взор свой в разверстую пред ним страну низверженных грехом, – в преисподнюю. Часто совсем неприметная для земных, и даже как будто цветами прикрытая, но какая страшная и ужасная пропасть! Как существенно противоположна эта область вечной тьмы, область адских мук и неумолкающих проклятий – пренебесной области света и блаженства, и немолчных славословий. Душа трепещет и ужасается; потому что чувствует на себе самой тяжесть, влекущую ее долу, и готовую низринуть ее в эту бездну погибели. Эта тяжесть – наши долги перед Богом и людьми, это более или менее тяжкие грехи и прегрешения, которыми не святится, а хулится имя Божие в нас! Ноша тяжелая, ноша опасная, а пропасть глубокая… Оттого бедный грешник трепещет от страха, тем более, что на каждом шагу втречает он сети искушений и соблазнов, которыми миродержители тмы века сего, духи злобы поднебесные, действующие и царствующие в сынах противления, усиливаются запутать его и потом столкнуть в зияющую пропасть…

Усматривая все это очами веры, молящийся немедленно обращается к милосердию благодатной помощи Отца Небесного, и произносит последние три прощения молитвы Господней: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим! И не введи нас во искушение! Но избави нас от лукаваго!

Отец наш Небесный! Мы чувствуем, что недостойны не только небесных, но и земных милостей Твоих; ибо не святим, но хулим пресвятое имя Твое грехами нашими. Но прости нам эти долги наши, которые, мы знаем, могут ввергнуть нас в темницу адову; сними с нас это бремя, так как мы, доселе отягчавшие ближних своей чрезмерной взыскательностью, как своих должников, отныне прощаем от сердца всякому должнику нашему. Не попусти нам, Отец Небесный, быть искушаемыми на злое сверх сил; а если уж неизбежны для нас искушения, то подавай нам и силы к преодолению их. Избавь нас от всякого насилия, со стороны лукавого виновника всякого зла, да не постигнут нас не только бесчисленные бедствия временные, но и особенно – вечные, уготованные диаволу и всем его клевретам, во тьме кромешной и огне неугасающем: избави нас от лукавого!

Таков общий смысл всех семи прошений молитвы Господней. Но возможно ли столь кратким размышлением обнять всю полноту ее? Нет, чем более станем вникать в значение каждого слова ее, тем более света и теплоты откроется нам в ней: она, эта дивная молитва – неисчерпаемый источник света и теплоты. Такой досточудной молитве вполне соответствует и заключение ее – славословие Пресвятой Троице, которое в трех знаменательных словах выражает собою основание и нашей веры, и нашей надежды, и нашей любви, этих трех евангельских добродетелей, одушевляющих нас в молитве к Небесному Отцу: яко (ибо) Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.