Молитвы на сон грядущим

Бывают минуты, когда мы невольно углубляемся в самих себя, припоминаем свое прошедшее, сравниваем его с настоящим состоянием, и для близкого, но еще неизвестного, будущего не находя ни в себе, ни в других отрадной и успокоительной надежды, обращаем молитвенный взор к Богу, как единому Помощнику и Подателю всех даров. Таковы в ежедневной жизни христианина минуты, предшествующие ночному отдохновению. Если на протяжении дня благоговейной молитве нередко препятствуют наши обыкновенные занятия и множество внешних предметов, действующих на нас и привлекающих наше внимание, то в вечернее время эти препятствия уменьшаются: с окончанием дневных трудов утомление сил физических и слабая впечатлительность внешних чувств невольно побуждают нас углубиться в самих себя и сосредотачивают наше внимание на внутренних потребностях нашей души.

Есть, впрочем, и другие более важные причины, почему молитва, необходимая для нас всегда и во всякое время, составляет особенно необходимую потребность вечером, перед наступлением сна. Сон есть состояние естественное, благотворное и необходимое для человека. Он Дает отдых утомленному, утишает страдания, восстанавливает и обновляет силы. Но при такой благотворности для человека сон есть в то же время и самое беспомощное состояние, в каком только он может находиться в продолжение своей жизни. Посмотрите на спящего: его глаза закрыты; слух не принимает впечатлений извне; он недвижим подобно мертвому. Бодрствует в нем одна душа; но и та, по свидетельству людей опытных в духовной жизни, во время сна, несравненно более, чем во всякое другое время, сама по себе остается беззащитной, и нередко несознательно для нас самих соблазняется и располагается ко греху. Потому-то святая Церковь не только сама молится за чад своих в ночное время, но заповедует и каждому христианину не иначе предаваться ночному отдохновению, как после пламенной молитвы к Богу; а для того, чтобы христианин знал, о чем и как он должен молиться, отходя ко сну, Церковь составила и заповедала употреблять особое молитвословие, известнoe под именем молитв на сон грядущим.

Молитвы эти, как видно из их надписания, составлены в различные времена святыми отцами Церкви, и одни, как например, молитвы первая и четвертая, принадлежат св. Макарию Великому, другие св. Антиоху, св. Иоанну Златоустому и св. Иоанну Дамаскину. Имена этих великих угодников Божиих ясно свидетельствуют о внутреннем достоинстве этих молитв. В самом деле, если, отходя ко сну, мы должны молиться Господу, то как лучше и достойнее мы можем молиться, как не по указанию святой Церкви и не словами святых и богомудрых отцов ее, которые нею жизнь провели в подвигах молитвы, и уже по собственному опыту знали, как и о чем надобно молиться христианину.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.