Молитвы на сон грядущим

Молитвы на сон грядущим, как и большая часть молитв церковных, начинаются обращением христианина к ходатайству и заступлению святых: "молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас." Таким обращением христианин исповедует прежде вcero свое недостоинство и смирение перед Богом. Он не выставляет на показ, подобно фарисею, своих добродетелей, не указывает на силу своих заслуг перед Богом; он не потому просит и ожидает Его милости, что считает себя праведным и достойным ее; он не верит даже в силу своих молитв, а предварительно просит ходатайства и заступления святых отцов, как ближайших к Богу предстателей и молитвенников за нас. Таково и всегда должно быть внутреннее расположение молящегося христианина. Как бы он ни был совершенен нравственно, он не может не сознавать за собою грехов, а следовательно и виновности перед Богом.

Мы все в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся. Наши нравственные силы до того ограничены, что мы даже и помыслить доброго ничего Не можем сами собою, но довольство наше от Бога (2 Кор. 3, 5). Даже и молиться мы не можем без благодатного внушения Духа Святого – без помощи Божией. Как же иначе можем приступать к Богу с молитвою, как не с сердцем сокрушенным и смиренным – не с полным и самым искренним убеждением в своем недостоинстве перед Богом?

С другой стороны, обращением к ходатайству святых отцов христианин поставляет себя некоторым образом в союз со всею Церковью; потому что молится не от своего только лица, а вместе и от лица святых отцев Церкви, свидетельствуя таким образом, что он есть истинный сын Церкви. В строгом смысле только та молитва и есть молитва истинная и вполне благоприятная Богу, которая предначинается лицами, освященными на славословие имени Божия, и совершается по чину, установленному святой Церковью в церковных собраниях; потому что собственно молитвенным собраниям верующих Господь усвоил драгоценнейшее преимущество Своего соприсутствия: идеже есть два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20). Поэтому частная (домашняя) молитва христианина тогда только может быть вполне благоугодна Господу, когда совершается им так, как если бы он находился под руководством пастырей Церкви. Тем доступнее она к Богу, когда, находясь в союэе с земною Церковью, христианин имеет за себя ходатаев и на небесax в лице святых, уже прославленных Господом и предстоящих всегда Лицу Его. Таково значение первоначального молитвенного обращения, которым начинаются молитвы на сон грядущим.

Из следующих затем молитв одни обращены ко Пресвятой Троице нераздельно; другие – к Богу Отцу, Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Свитому Духу; третьи – ко Пресвятой Богородице, к святому Ангелу Хранителю, к Честному и Животворящему Кресту Господню. Но содержание всех молитв соответствует тому расположению духа с каким истинный христианин должен отходить ко сну.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.