Молитвы на сон грядущим

 

Другим необходимым следствием нравственного самоиспытания для христианина, отходящего ко сну, должно быть искреннее покаяние в грехах, совершенных им на протяжении дня, и пламенная молитва к Богу, чтобы Он простил его по Своей милости, с твердым обещанием на будущее время употребить все усилия к тому, чтобы жить добродетельно, вполне согласно с предписаниями закона Божия. И как не каяться христианину во грехах своих, когда при внимательном самоиспытании он не может не замечать их в себе, между тем как знает, что всякий грех, даже всякое слово праздное и мысль неправедная бесконечно оскорбляют Господа? Как не молиться ему об оставлении грехов при мысли о той страшной ответственности, какой мы подлежим за них перед Богом, и о тех страшных наказаниях, которые, по суду правды Божией, неизбежно ожидают грешника нераскаянного? Как не давать твердого обещания исправиться и жить благочестиво, когда без подобного обещания покаяние наше пустое слово и не только не приносит пользы нашей душе, напротив, оскорбляет Бога? Кто кается искренно, тот весь бывает проникнут непреодолимым отвращением ко греху и пламенною любовью к добродетели, тот, следовательно, не может не питать в себе твердого намерения всячески противиться обольстительной силе греха и неуклонно идти путем добродетели. Правда, в человеке есть ин закон, противовоюющ закону ума его, и пленяющий его законом греховным, сущим во удех его (Рим. 7, 23). Грех этот до такой степени силен в нем, что человек, по словам апостола, не столько сам грешит свободно и по своей воле, сколько по непреодолимому влиянию его побежденной природы и живущего в ней греха: ни ктому аз сие содеваю, но живый во мне грех (Рим. 7, 17). Но для нравственного исправления и усовершенствования в добре достаточно, если христианин всеми силами будет стараться избегать греха и преуспевать в добродетели; остальное восполнит в нем все немощное врачующая и оскудевавшее наполняющая благодать Духа Святого. Потому в молитвах на сон грядущим изображается, с одной стороны, вопль души, кающейся во гpexax своих, с другой – сознание собственного бессилия к исправлению и молитва к Богу о том, чтобы он сам обратил нас на путь истины и спасения, дал нам мысль благу, слезы и память смертную и умиление, дал нам помысл исповедания грехов своих, и помог, по благости Своей, положити начало благое.

"Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа". Так начинается первая из молитв на сон грядущим молитва св. Макария Великого к Богу Отцу. Таково же главным обpaзом содержание и прочих вечерних молитв.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.