Успение Пресвятой Богородицы

"В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша" (Тропарь праздника).

Такою священною песнью святая Церковь выражает главную мысль настоящего праздника – преславного Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В рождестве девство сохранила еси… В преднареченный день Дух Святой нисшел на Благодатную, благословенную в женах, Деву Марию, и от пречистых кровей Ее, не познавшей мужа, исткал плоть Слову Божию, совечному Сыну Превечного Отца. По обету всегдашнего девства, данному Ею в юности, Пресвятая Богородица сохранила Свое девство до часа смертного, оставаясь, таким образом, Девою до рождества, в рождестве и по рождестве.

Во успении мира не оставила еси, Богородице… Со смертью Своею Пресвятая Богородица не оставила мира. Возможно ли это? Не случайно употреблено в священной песни многознаменательное слово "во успении", а не "в смерти". Пречестное успение Пречистой Девы было именно успением, сном, было только безболезненным, быстрым, давно-желанным переходом из этой юдоли плача к жизни небесной, нескончаемой, блаженной – к истинной жизни. Пречистая Матерь нашего Бога на протяжении земной жизни соблюла Себя решительно от всякого греха, и по смерти стала у самого престола Божия, достигла высшей степени богоуподобления, какая только была возможна для ограниченного существа. И оттого Она в высшей степени вся проникнута любовью, вся согрета сочувствием к роду человеческому; как чадолюбивая Мать, Сама испытавшая в земной жизни много скорбей, Она вся горит ревностью помогать нам, бедным, во всех наших бедах. Она беспрестанно бодрствует над нашим грешным, полным горя и слез миром, видит всякую язву нашего сердца, опешит отереть всякую слезу от очей наших, у Своего материнского сердца согреть и ободрить всякое хладеющее от бед, изнемогающее от горя сердце, чтобы всеми способами спасать от смерти души наша.

Со дня Своего успения Пресвятая Богородица сделалась для нашего мира вторым, после Бога, вечно-бодрствующим, вечно-близким провидением. Доказательство этому можно видеть в особенно глубоком, исконном и всеобщем благоговении к Пречистой Деве всего христианского мира. Доказательство этому можно усмотреть во множестве святых икон Пречистой Девы, прославленных Ее чудотворениями. Но, кроме того, нельзя ли найти доказательств этому и в собственной вашей жизни, в вашем сердце, в опыте ваших близких? Не случалось ли вам слышать о дивных делах Пречистой Девы Богоматери над вашими родными, знакомыми? Не случалось ли вам самим когда-либо, в туге сердечной, теплее обыкновенного молиться пред кротким ликом Пречистой Девы, общей нашей Матери, – и почувствовать тотчас же совершенное облегчение сердца? Если не случалось, то попытайтесь впредь – и уверитесь.

Архимандрит Никанор ("Духовная беседа")

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.