Беседа о молитве

Двоякую молитву непременно нужно иметь в жизни своей каждому христианину: храмовую – общественную, и домашнюю – частную. Есть времена, когда добрый христианин даже чувствует непреодолимое влечение молиться в собрании священном – в сонме мнозе, например, в великие праздники церковные. Здесь, пробыть без церковного богослужения и молитвы, для души благочестивой – великая тяжесть и мучение.

И эта сугубая или двоякая молитва (храмовая и домашняя) одна другую будет восполнять, одна другой помогать и содействовать. Молитва храмовая увенчивает, одушевляет, освящает домашнюю молитву. При виде другого, усердно молящегося в храме, наша и холодная молитва нередко возгарается, как холодный уголь возгарается от прикосновения к горящему. Молитва домашняя подготавливает и располагает нас к церковной. Опыт показывает: кто не имеет домашней молитвы, тот, по большей части, неохотно, с трудом и тяжело молится в храме, как непривыкший к этому святому занятию.

Нужно совершать домашнюю молитву, особенно утром, востав от сна, и вечером, отходя ко сну, также перед принятием пищи и после принятия ее.

Кто, встав от ночного сна, не обратился с молитвою к Богу – Подателю времени, Создателю утра и света, тот не хорошо начал день, не умыл, Так сказать, росою молитвы лицо жизни своей, не узрел духовного Солнца и не озарился светом Его, вступает в новый день без благословения Того, чей есть день и чья есть ночь. Кто, отходя ко сну ночному, не совершил молитвы вечерней, тот не хорошо окончил день, не поблагодарил Бora, Подателя времени, и вступает во мрак сна ночного без осенения и ограждения себя молитвою вечернею.

Далее, если, по Апостолу, все освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 5), то, приступая к принятию пищи, какую пищу лучше принять: освященную краткой молитвою или не освященную ею? Явно – пищу первого рода, тем более, что пища обращается в состав нашего тепа, которое есть и должно быть храмом Духа Святого. А по принятии пищи можно ли, прилично ли не принести Богу, Подателю ее, краткой молитвы благодарения? Иначе не возблагодаривший в этом случае Бога будет подобен тому неприличному и невежливому гостю, который после стола не обратился бы к домохозяину, угощавшему его, или похож на то животное неразумное, которое ест плоды, падающие с дерева на землю, но не обращает взоров туда вверх, откуда упали они. Так и человек, если, питаясь произведениями земли, смотрит только на землю, имеет в виду только землю и поле, а не возводит взора к небу, которое послало и посылает плодородие земное, и не видит той руки, которая, отверзшись, всяческая исполняет благ, очень походит по ограниченности, так сказать, земляного взора своего на это животное, грубое и неразумное.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.