Как стяжать и сохранить дух молитвенный?

Надо чаще и усерднее, от души совершать молитву, возбуждать себя к ней. Молитву, сам дух ее, питает и возгревает чтение и слушание Слова Божия. В Слове Божием заключено дыхание Духа Святого и потому веяние Духа возгревает угасшую искру молитвы нашей. В святых Божиих храмах также живет и веет дух молитвы. Нужно только отверзть ухо и уста сердца, чтобы привлещи этот дух молитвы. Но когда мы к молитве своей присоединим и собственное чтение Слова Божия, тогда у нас будет полная, взаимная беседа с Богом: в молитве нашей мы говорим к Господу Богу, а в Слове Божием Господь говорит к нам. Дух молитвы – не столько наше произведение, сколько дар, свыше нисходящий, потому надо молиться о самой молитве, просить духа ее, и Даяяй молитву молящемуся (Рим. 8, 26) даст и нам духа ее.

Но и приобретенный дух молитвы можно легко потерять и утратить: а потому, нужно всячески хранить его, и, насколько можно, избегать тех случаев и обстоятельств, которые противны ему. Таковы: излишняя суета, рассеянность, посещение лицедейных и страстных зрелищ, которые, если и утончают вкус житейский, зато не только погашают дух молитвенный, но и портят и совершенно истребляют вкус духовный, поселяя в нас нерасположение к предметам и занятиям святым и священным. Возвратившийся с этих зрелищ едва ли усердно совершит (и совершит ли кое-как?) не только вечернюю, а и утреннюю молитву. Безмерно различие по духу и вкусу между храмом Божиим и кумирницею мира.

"Трудна молитва, нет времени молиться", – говорят иные, и под этим предлогом увольняют себя от молитвы. Трудна молитва? Да, это, к прискорбию, правда, в некоторой мере. Молитва, которая сама по себе, по существу своему, должна быть легче дыхания, должна составлять жизнь нашу, часто действительно бывает трудна в настоящем поврежденном состоянии нашем. Так что к молитве, этому ангельскому занятию, в котором находят блаженство свое Херувимы и Серафимы, нужно нередко принуждать себя и других. Но, по благодати Божией, мы имеем множество средств делать ее легкою. Принуждай себя чаще к молитве, и будешь потом молиться легкою молитвою; молитва легкая большей частью есть следствие или плод предшествующей долговременной, самопринуждаемой, трудной молитвы, после навыка к ней. Нужно иметь чувства обученна в деле молитвы; при таком чувстве молитва, как поток по проложенному пути, будет легко и удобно, как бы сама собою, течь к небу в жизнь вечную.

Так, если нам дороги жизнь духа нашего и вечное блаженство, не будем оставлять молитвы, но как можно чаще и более будем посвящать ей времени. Молитва, ни один даже вздох ее, не останется за Господом Бoroм без воздаяния, и не оставит нас, и здесь, и при нашем переходе в вечность.

Архимандрит Фотий ("Духовная беседа")

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.