Слово о молитве епископа Феофана

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловие: век живи, век учись, то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва, и степени которой не имеют предела. Древние святые отцы имели мудрое обыкновение, приветствуя друг друга при встрече, не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет, или как действует молитва?Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело, прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе.

Однако не всякое молитвословие есть молитва. Стать перед иконою дома или в храме и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы. Читать молитвы на память или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения и покорности воле Божией. Вся забота наша должна быть о том, чтобы во время наших молитвословий эти и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтобы, когда язык читает молитвы, ухо слушает молитвы, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное. Когда есть эти чувства, Молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва.

Надо воспитать в себе дух молитвенный. Первый способ к этому – питательное или слушательное молитвословие. В молитвословах наших помещены молитвы святых отцов. В молитвах их движется великая сила молитвенная, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы молитвословие наше сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, надо так совершать его, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот три самых простых правила:
1) не приступай к молитвословию без предварительного, хотя бы краткого, приготовления;
2) не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;
3) не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Итак, приступая к молитвословию, постой немного или посиди, или походи и постарайся отрезвить мысль, отвлекая ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, собирающийся начать теперь молитвенное к Нему обращение, и соответственно этому возбуди в душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление – благоговейно стать перед Богом – малое, но не малозначительное. Тут полагается начало молитвы; доброе же начало – половина дела.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.