Слово о молитве епископа Феофана

 

Итак, собравшись внутренне, стань затем перед иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело чтения молитвы, Богу приятного и плодоносного. Других правил не требуется. Эти два – понимай и чувствуй – исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: очисти ны от всякия скверны, – возчувствуй скверноту свою, возжелай чистоты и уповательно взыщи ее у Господа. Читаешь: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – и в душе своей всем прости, и сердцем всем все простившим проси себе у Господа прощения. Читаешь: да будет воля Твоя, – и в сердце своем совершенно предай Господу участь твою и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу угодно будет послать тебе. Так действуй при всяком стихе молитвы твоей, тогда у тебя будет надлежащее молитвословие. Чтобы успешнее совершать его таким образом, вот что сделай:

1) имей молитвенное правило, с благословения духовного отца твоего, не большое, такое, которое мог бы ты исполнять неспешно, при обычном течении твоих дел;
2) прежде чем молиться, в свободное время вчитывайся в молитвы, входящие в твое правило, пойми полно каждое слово и прочувствуй его, чтобы Тебе наперед знать, что при каком слове должно быть у тебя на душе, а еще пучше, если положенные молитвы заучишь на память.

Одно останется затруднение: мысль летучая все будет отбегать на другие Предметы. Тут вот что надо:
3) надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз что прочтено будет во время отбегания мысли, а значит, без внимания и чувства, снова прочитывай, не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение, в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе. Так надо поступать, когда мысль отбегает и рассеивается.

Но может быть и то, что иное слово так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться простираться далее в молитвословии, и хоть язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае:
4) остановись, не читай далее, а постой со вниманием и чувством на том мМесте, попитай им душу свою, или теми помышлениями, которые оно будет производить. И не спеши себя отрывать от этого состояния; так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченным правило, а этого состояния не разоряй. Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и что, следовательно, Охранение этого состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.