Слово о молитве епископа Феофана

 

Навыкаем мы молиться по молитвенникам, молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простираться и, навыкнув умом и сердцем обращаться к Богу со сторонней помощью, надо делать опыты своего собственного возношения к Нему, доходить до того, чтобы душа своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедывала. Ибо как из сосуда переполненного сама собою изливается вода, так и из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва.

Отчего это, скажите, сколько лет иногда молятся по молитвословам, и все еще не имеют молитвы в сердце? Между прочим, думаю, оттого, что только в то время несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило, во все же прочее время и не вспомнят о Бore. Кончат, например, свои утренние молитвы, и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день занимаются своим делом, а к Богу и не обратятся. От этого и бывает, что если и дает Господь какое доброе чувство утром, его заглушает суета и многодельность дня. Оттого же и вечером не бывает охоты молиться, человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спет и зреет. Вот этот (не всеобщий ли?) недостаток и надо исправить. Надо вделать так, чтобы не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, насколько можно, непрерывно возносилась к Нему и пребывала с Ним.

Для этого, во-первых, надо на протяжении дня чаще взывать к Богу из сердца краткими словами, судя по нужде души и по текущим делам. Например, начинаешь что-то делать, говори: Господи благослови! Кончаешь дело: Слава Тебе, Господи! – и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымется, говори: Спаси, Господи, погибаю. Находит тьма помышлений смутительных, взывай: Изведи из темницы душу мою. Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним, молись: Настави мя, Господи, на путь, или: Не даждь во смятение ноги моея. Так и во всяком случае. Только насколько можно чаще делай подобные воззвания, стараясь каждый раз, чтобы они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Но чтобы душа так взывать стала, надо прежде заставить ее все обращать во славу Божию: всякое свое дело, большое и малое. Для этого положим себе в закон при каждом деле вспомнить о Боге, и вспомнить не просто, а с опасливостью, как бы не поступить неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит со страхом к Богу обратиться и молитвенно просить помощи и вразумления. Поскольку мы непрестанно что-либо делаем, то почти непрестанно будем к Богу обращаться молитвенно, и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного в душе к Богу возношения.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.